Оказывается, моя книжка весьма и весьма своевременная. Я-то начала ее писать просто потому, что герой мне сильно нравится, и произвол Шекспира меня, мягко говоря, не устраивает. Ради справедливости, так скажем (которая обязана быть хоть где-то и в чем-то).
Потому было сразу заявлено: буду реабелитировать последнего Плантагенета как только могу и, к слову, уродом он не был - если хотите, моя жизненная позиция. С этой точки зрения все описанное ниже прошло мимо меня. А потому приятно удивило ныне.
Итак, в августе 2012 года археологи из Лестерского университета обнаружили свидетельства «затерянного сада» Роберта Херрика, где располагался мемориал Ричарду III. Останки предположительного короля извлекли из земли и отправили на эксгумацию (до нынешнего момента официальной версией являлось: сбросили в реку Сор и дело с концом).
В феврале 2013 официально подтвердили: да Ричард, да Третий, да Глостер. После проведения анализа черепа, костей и ДНК, обнаруженных в одном из мест археологических раскопок, ученые определили, что они принадлежат погибшему монарху (последнему королю, сложившему голову на поле боя). И немедля прокатился призыв к пересмотру негативной оценки данного исторического деятеля. В принципе, подобные призывы время от времени звучали со стороны общества Ричарда, но, естесственно игнорировались.
Шекспировский Ричард – глупец, урод, злодей, убивающий всех, кто мог стоять между ним и троном. Не выдержал никаких сравнений и "рассыпался" карточным домиком. Великий драматург сотворил свою пьесу, основываясь на сведениях, почерпнутых из «Истории» Томаса Мора, написанной спустя несколько десятилетий после гибели Ричарда III . Сам же Томас Мор основывался на трудах Мортона, ненавидящего Ричарда всеми фибрами души.
Забегая вперед замечу, что обезображиванием короля потомки обязаны еще и Анне Бошан, теще Ричарда. Уж очень той хотелось "лизнуть" Тюдора, да и себя реабилитировать - Анну Невилл (жену Глостера) ведь ранее насильно выдали за сына Маргариты Анжуйской. Многие припоминали это Бошан после воцарения Йорков. К тому же, Ричард отбил у тещи наследство и разделил его между детьми казненного герцога Кларенса. Бошан он посадил на пожизненное содержание, копеек та не считала, но обиду затаила немалую.
Спустя несколько лет после гибели Ричарда под покровительством Бошан оказался монах, составляаший жизнеописание короля. С этого момента все добрые поступки Йорка намерено вымараны, а его внешность подверглась корректировке. Правда монах оказался совестливым и собственоручно сделанных портретов молодого короля не переделал (на них Ричард красив). И даже описание рождения "чудовища" закодировал (для потомков не иначе). Жаль, потомки отчего-то оказались не знакомы ни со староанглийскими загадками, ни с кельтским эпосом. И никто из этих самых потомков не задумался над тем, что герцог Йорк никогда не признал бы ущерного отпрыска, не наделил собственным именем, а отправил бы в какой-нибудь монастырь - грехи семьи отмаливать. И о том, что у урода, от которого невеста бегала-бегала и бегала не может быть СТОЛЬКО бастардов (видимо решили, что англичанки сплошь неразборчивы, неиначе). Бастарды, к слову, оказались красивые, ни одного урода. А потомки Ричарда живы и поныне (в большом количестве).
Тюдоры были заинтересованы в формировании негативного отношения к династии Плантагенетов и, в частности, к Ричарду III, что естественным образом укрепляло бы позиции новой династии. Ну вот, кто бы сомневался. Укрепили.
Недавние раскопки захоронения проводились на том месте, где когда-то стояла церковь, возведенная «во славу короля (с чего бы, если он был таким чудовищем?).
«Даже беглый осмотр известных фактов покажет, современное представление о Ричарде III, а особенно в известной шекспировской пьесе, не выдерживает никакого сравнения. Как королева Елизавета советовала Ричарду III у Шекспира: «Честный рассказ будет легче понять, если его яснее рассказать», - заявил председатель «Общества Ричарда III» доктор Фил Стоун в интервью для CNN.com.
«Значения новых открытий состоят в том, что люди смогут по-новому взглянуть на историю, избавившись от архаичных предрассудков, – пишет Стоун. – Возможно, мы сможем взглянуть на наше прошлое без мифов и инсинуаций, специально чернивших имена исторических деятелей. Вы не найдете среди монархов святых, но ни один из них и не был страшным преступником. Все приписываемые Ричарду III преступления, кроме одного, опровергаются фактами. Неопровергнутым преступлением является убийство племянников. Они известны нам как «принцы башни».
Однако в деле об их убийстве есть и другие подозреваемые, в том числе и Генрих VII. Он вообще оказался весьма не чист на руку.
Исследователи подчеркивают: парализованной («иссохшей») руки, приписываемой Ричарду III Шекспиром, у короля не было. Не был он и горбуном, однако страдал от сильного сколиоза – болезни, которая началась у него еще в подростковом возрасте.
Идентификация останков никоим образом не повлияет на положение королевской семьи сегодня, однако теперь король будет захоронен как подобает, по-королевски. Его тело будет перезахоронено в Лестерском соборе.
Вот так.
Это мой Ричард и я в него верю (за основу был взят прижизненный портрет Глостера)
|