Тема вторая Интересный вопрос: чем отличается литературная поэтическая речь от просто письменной речи, а также от прозы (литературной письменной речи)?
Я не имею ввиду, в данном случае, само поэтическое вИдение мира - речь о технической стороне.
Предвижу стандартный ответ, в котором мне расскажут о силлабо-тонической системе русского стихосложения. Той самой, которую проходят, с разной степенью понятности и подробности, в школе.
Ответ очевидный - и не совсем верный.
На самом деле, систем может быть много.
Главное, что система, т.е. закон, который определяет организацию текста, обязательно присутствует. Именно его наличие и делает форму изложения стихотворной.
Несколько слов о тех из систем организации и структуризации речи, что наиболее известны.
1. Силлабическая система сложения - иначе назывется равносложие - одинаковое количество слогов в каждой стихотворной строке. Вот примеры:
Добрый обычай в мире содержится:
в дом новозданный аще кто вселится,
Все друзи его ему приветствуют,
благополучно жити усердствуют
И дары носят от сребра и злата
и хлеб, да будет богата полата.
(Симеон Полоцкий)
Хочешь ли судьею стать - вздень перук с узлами,
Брани того, кто просит с пустыми руками,
Твердо сердце бедных пусть слезы презирает,
Спи на стуле, когда дьяк выписку читает.
(Антиох Кантемир)
В середине строки при чтении - небольшая пауза, она называется цезура.
Прочитайте вслух. Сразу понятно, как архаично и странно звучат такие стихи, не правда ли? Это потому, что, хотя они и подчиняются строгому закону (равное число слогов в каждой строке), однако этот закон вовсе не подразумевает ритмической организованности. Ведь в этом случае ударения могут располагаться как угодно. Тем не менее, это вполне полноценные стихи. Просто написаны они - в силлабической системе стихосложения.
2. Для языков, где имеются долгие и краткие гласные, известна метрическая система стихосложения. Она нам вряд ли пригодится. Просто для общего развития рассказываю. В этой системе писали античные латинские и греческие поэты. Там текст организовывался путем правильного чередования слогов с долгими и краткими гласными.
Такие повторяющияся группы слогов называются стопами. Это понятие нам еще не раз пригодится - оно неприменимо только к силлабической системе.
3. Скорее всего, как раз из метрической системы выросла тоническая. В ней закон состоит в том, что ударные слоги среди безударных расположены более или менее упорядочено.
Это обобщающее название. На самом деле, законов упорядочивания под этим наименованием известно несколько.
- акцентный стих
Здесь учитывается лишь количество ударений. При этом метрической основы (по числу слогов) в стихе нет. Примеры:
А Балда приговаривал с укоризной:
Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной.
(А. Пушкин)
За всех вас,
которые нравились или нравятся,
хранимых иконами у души в пещере,
как чашу вина в застольной здравице,
подъемлю стихами наполненный череп.
(Маяковский)
- силлабо-тонический стих, где учитывается также расположение ударений в стихе. Ну, тут примеров масса Я вам для этого не нужна.
Наконец-то дождались, да? То, что казалось единственно верным ответом - оказалось весьма и весьма частным случаем...
Самое забавное, что никто не сможет сказать - это, мол, все возможные системы организации стихотворного текста по ритму и музыкальности. Как вы заметили, рифму я пока вообще отложила в сторонку, успеется... да и видов у силлабо-тоники богато, мы их тоже потом отдельно разберем.
А на сегодня главное:
поэтический текст отличается от прозаического тем, что строится по определенному, принятому автором, закону. Законов таких довольно много, суть не в том, какому подчиняется данный текст, а в самом наличии добровольного ограничения степеней свободы...
Организованный текст лучше запоминается и заставляет автора тщательнее подходить к формулировкам.
Задание второе
1. Написать по четыре строчки в силлабической системе стихосложения, акцентным стихом и силлабо-тоническим стихом (размер любой). Обратить внимание на разницу как в написании, так и в восприятии (для этого обязательно прочесть вслух то, что получилось).
В приколах при этом соревноваться не обязательно
2. Определить вид данного стиха:
Награжден - ты с пышными презрен именами.
Забыта крови твоей и слава и древность,
Предков к общества добру многотрудна ревность
И преимуществ твоих толпа неоспорных, -
А зависти в тебе нет, как в попах соборных.
Ответы на этот вопрос, пожалуйста, в личку. Дабы не только первый отвечающий думал!
Удачи