Приветствую Вас, товарисч чел :)
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 3
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Форум » Семинары » Мастер-класс » Общее знакомство
Общее знакомство
ЛилидоллДата: Понедельник, 08.02.2010, 00:44 | Сообщение # 1
Доверенный Короны
Группа: Повелители
Сообщений: 1577
Награды: 5
Статус: нет
Итак, я решила все-таки подставиться. cool
Что делать, что делать.

Нет, я не раз проводила мастер-классы в разных литературных объединениях, а также презентации книг, авторские вечера и проч.
Но лично - это лично.

А вот учить заочно, не видя глаз публики? да еще не два часа, где не столько объясняешь, сколько читаешь стихи и отвечаешь на вопросы, а еженедельно! мама дорогая, что ж я сделала-то... surprised

Ну да ладно. Лиха беда начало, - надеюсь, что-нибудь из всего этого получится.
Если кто меня еще не знает, то могу представиться.
Могу.
Ей-ей, могу!

Но не буду wink

Останусь черной кошкой.
А кто все личные данные знает - те лучше уж помалкивайте. brows


глядя в бездну
 
ЛилидоллДата: Понедельник, 08.02.2010, 01:57 | Сообщение # 2
Доверенный Короны
Группа: Повелители
Сообщений: 1577
Награды: 5
Статус: нет
Занятие первое

Поэзия - искусство прежде всего звуковое.

Как график работает с линией, живописец с цветом, скульптор с формой, - так поэт работает со звуками речи.

Звуки речи - вот наши краски. Мелодия интонации, ритмы чередования ударных и безударных слогов, долгих и коротких гласных, глухих и звонких согласных - вот наши ноты.
Мы должны не просто выразить мысль и чувство, но и заключить их в совершенный звуковой узор. Так, чтобы ни прибавить, ни убавить.

Что из этого следует?

1. Стихи, в процессе написания, а особенно, когда кажется, что готово, надо непременно прочитать вслух, а не про себя.
Выразительно и звучно.

Не получается? Застревает язык и не слушаются губы?
Это случается!

Как в знаменитой строке, на которую, как на отрицательный пример, ссылался еще К. Чуковский:
Ах, почаще б с шоколадом! -
врагу не пожелаешь такое произносить. Почище некоторых скороговорок.

2. Сбой ритма тоже нетрудно услышать именно при чтении вслух. А что делать, если не слышите?
С этим легко справиться даже самому неопытному пииту. Достаточно подобрать подходящую мелодию песни. Пускай даже самую примитивную. Но если все стихотворение на нее ложится, а одна из строк - нет, там и ищите сбой.
Это полезное упражнение. Как и другое, аналогичное, для выработки техники: наоборот, взять какую-либо простую мелодию и попытаться написать текст. Пусть неподходящий по смыслу (это техническое упражнение, никто не заставляет действительно создавать сразу новую песню), но чтобы хорошо ложился на музыку.

Есть и другие способы проверки верности ритма и удобочитаемости, но сейчас мы говорим только о работе со звуком.

3. В стихах мы можем пользоваться таким выразительным средством, как звукопись (система звуковых повторов, подобранных с расчетом на звукоподражание). Подробно я сейчас об этом говорить не стану, приведу примеры:

шелест листьев под подошвами;
барабанные грома раскаты;
играющие струи ручейка.

4. благодаря созвучиям и ритмической организованности, стихи легче запоминаются. Сказанное верно и красиво вообще легко запоминается, а если текст еще и организован по звучанию - тем более. Поэтический текст, в идеале, должен быть построен так, чтобы каждое слово было совершенно точным и стояло на своем месте, чтобы слова ложились единственным образом. Афористично.

Как у Ш. Руставели:
Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны!

Именно поэтому нельзя притягивать рифмы "за уши", настоящая поэзия не терпит подрифмовки. То же самое касается и добавления случайных слов вроде не необходимых по смыслу "уж", "сей", "тот" и т.п. для того, чтобы выдерживался ритм.
Иногда эти слова необходимы, они требуются для осмысленности текста - но чаще всего их вставляют бездумно, чтобы строка была ровнее на слух - и это первый признак графомании, увы.

5. При чтении вслух следует обращать внимание не только на хорошее звучание, ритмичность, наличие/отсутствие звукописи, осмысленность и эмоциональную наполненность текста, но и на то, чтобы слышалось именно то, что написано. Иногда на стыках слов, которые сами по себе вполне нормальные и подходящие, на слух воспринимается такое, что вздрогнешь.

Например:
Мы - ветераны, мучат нас раны!
- без комментариев...

О рифме мы еще поговорим, как и о ритмике - это отдельные большие темы. Сегодня довольно того, что сказано.

Главное, что надлежит усвоить

Поэзия - сродни музыке: это искусство звуковое.
Но работает она со словом, а не просто со звуками. Так что должна быть наполнена смыслом и чувствами. Ведь это речь!

Первое задание

Написать стихотворение на 4 - 8 строк со звукоподражанием.


глядя в бездну
 
Visket2132Дата: Понедельник, 08.02.2010, 06:05 | Сообщение # 3
Граф(ня)
Группа: Семинаристы
Сообщений: 181
Награды: 2
Статус: нет
Говорливая река,
Перекаты звонки,
Русло - тропочка тонка,
И изгибы тонки.
 
ЛилидоллДата: Понедельник, 08.02.2010, 09:11 | Сообщение # 4
Доверенный Короны
Группа: Повелители
Сообщений: 1577
Награды: 5
Статус: нет
biggrin немного смущает подчеркивание разного ударения "тонкА" и "тОнки", а также двойное "И" на стыке "и_изгибы"...
Звукоподражание присутствует.


глядя в бездну
 
СветланаДата: Понедельник, 08.02.2010, 16:05 | Сообщение # 5
узурпатор
Группа: Повелители
Сообщений: 4611
Награды: 2
Статус: нет
А по проводам - ток
А по венам - грог.
За плечами - водяной сток.
Впереди - грозовой фронт.


Что повелитель обещал, того три года ждут.
Световых.
 
ЛилидоллДата: Понедельник, 08.02.2010, 16:45 | Сообщение # 6
Доверенный Короны
Группа: Повелители
Сообщений: 1577
Награды: 5
Статус: нет
Прочти стихотворение и послушай его еще раз, Свет.
Звукоподражание на месте, но ритмика страдает.
Попробуй прохлопать в ладоши ударные слоги. Посчитай, сколько их в каждой строке, и равномерно ли они распределяются.
Мы пока погодим организовывать сложные ритмические группы, это делается - но от избытка умения, а не от его недостатка.


глядя в бездну
 
MorganДата: Понедельник, 08.02.2010, 18:12 | Сообщение # 7
Капитан
Группа: заслуживающие доверия
Сообщений: 776
Награды: 4
Статус: нет
колокольный звон
в небе первый гром
рухнул царский трон
знатью - на паром


Ублюдки!!!! На абордаж!!!!
 
ДжессиДата: Вторник, 09.02.2010, 16:00 | Сообщение # 8
Виконт(са)
Группа: Семинаристы
Сообщений: 113
Награды: 1
Статус: нет
Таким поэтом я не стану,
Как Пушкин или Тютчев,
Но писать не перестану...
А может бросить лучше?


Не зли других и сам не злись, мы гости в этом бренном мире.
 
ГрамазекаДата: Вторник, 09.02.2010, 19:22 | Сообщение # 9
Лорд-протектор
Группа: Владетели
Сообщений: 987
Награды: 5
Статус: нет
этот пример я слышал:
отруби лихую голову biggrin
Наша река широка как Ока - из той же серии

не было опыта
не было знания
выполнить чисто
это задание

блин, забыл...

Провернуть проворно не возможно,
Можно лишь со скрипом провернуть
Не вернуть слова не очень сложно
можно - извиниться, и вернуть.

Плыли в пыли пилигримы,
Даром дорог восхищаясь.
Радуясь близкому Риму,
Тихо и скучно общались.

Звенит в ушах от звездной тишины
на перепонках - лед, Ни слова
не слышно - как в ожидании войны
Затихло.
в ожидании сверхновой.

Так лучше?


бип...бип...

Сообщение отредактировал Грамазека - Понедельник, 15.02.2010, 13:30
 
ГаргульяДата: Вторник, 09.02.2010, 21:23 | Сообщение # 10
Герцог(ня)
Группа: Доброжелатели
Сообщений: 912
Награды: 1
Статус: нет
Как по голому по льду я до полыньи пойду.
Вот до края метров пять, а не повернуть ли вспять.
Не прочна поверхность льда, под ним плещется вода
Слышен хруст, толи снег, толи лед.
Подо льдом ко мне рыба плывет

Добавлено (09.02.2010, 21:23)
---------------------------------------------
не возьмет волк в толк
зачем ежу нож
зачем козе обрез
но на березу влез

пусты листы, отложен карандаш
как все же гулко в голове
от пустоты
когда закончится кураж


всё когда-нибудь было ...
 
СветланаДата: Четверг, 11.02.2010, 18:10 | Сообщение # 11
узурпатор
Группа: Повелители
Сообщений: 4611
Награды: 2
Статус: нет
Работа над ошибками.
Навеяно стихотворением Лики.

Коса и камень

Коса и камень.
Вечный диалог.
Противоборство их неистребимо!
И лишь косарь,
бедняга,
изнемог.
Да на убой
теперь пойдёт скотина...
(с)

Упр. 1. :)))

Эх, жалко косаря,
Зачем его в скоты?
Он ведь не глуп,
Недаром взял тот камень:
Косе самозабвенно правит бок.
Ну а кому-то невдомек
Зачем по лезвию проходится кресало.

Упр. окончательное

Эх, жалко косаря,
Скотину тоже жаль.
Он ведь не глуп,
Недаром поднял камень:
Косе самозабвенно правит бок.
А нашим мудрым невдомек
Зачем по лезвию
.................проходится
............................кресало.


Что повелитель обещал, того три года ждут.
Световых.
 
ЛилидоллДата: Четверг, 11.02.2010, 19:40 | Сообщение # 12
Доверенный Короны
Группа: Повелители
Сообщений: 1577
Награды: 5
Статус: нет
точки - чтобы получалось лесенкой?

глядя в бездну
 
СветланаДата: Четверг, 11.02.2010, 21:29 | Сообщение # 13
узурпатор
Группа: Повелители
Сообщений: 4611
Награды: 2
Статус: нет
угу
сначала запостила с пробелами -
убрал, гад.


Что повелитель обещал, того три года ждут.
Световых.
 
ГаргульяДата: Четверг, 11.02.2010, 22:19 | Сообщение # 14
Герцог(ня)
Группа: Доброжелатели
Сообщений: 912
Награды: 1
Статус: нет
летят по небу тучи кучей, не замечая злобы жгучей
что молча распирает их
как не люблю я тучей злых!
а злоба молча тучи пучит
иль разорвет их
илб замучит

tongue


всё когда-нибудь было ...
 
ЛилидоллДата: Суббота, 13.02.2010, 10:31 | Сообщение # 15
Доверенный Короны
Группа: Повелители
Сообщений: 1577
Награды: 5
Статус: нет
biggrin :D biggrin афористичность концовки в особенности удалась! thumbup

глядя в бездну
 
Форум » Семинары » Мастер-класс » Общее знакомство
  • Страница 1 из 3
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Поиск: