Приветствую Вас, товарисч чел :)
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Литература » Конюшня Винта 2 » Рецензии на конкурсные рассказы (ЛВ-16 Тема: Изнанка ночи)
Рецензии на конкурсные рассказы
СветланаДата: Среда, 27.05.2009, 19:59 | Сообщение # 1
узурпатор
Группа: Повелители
Сообщений: 4611
Награды: 2
Статус: нет
Винт. Соломинка.

Дата: 20/08/2006 22:27

Мороженое отдавало какой-то химической гадостью: то ли пластмасса, то ли керосин. Хотя керосина я никогда не видел, а тем более не пробовал, привкус казался именно керосиновым. Скорее всего, я просто отвык от мороженого. Алкоголь честнее и понятнее для вкусовых рецепторов. И потом, рано или поздно он превращается в вату, заворачивая в себя блестящий елочный шарик сознания. И шансов на то, что шарик разлетится на отдельные мысли-осколки - меньше. Они ведь слишком острые, эти мысли...
Я выбрал мороженое. Вслед за Иркой. Сливочное, в круглой металлической мэйд ин ЮэС (бэк ин ЮэС? Господи, где откопали только?) вазочке на высокой ножке. С клубничным сиропом- наполнителем. Из солидарности, а может из смутного желания подстроиться под собеседника, зеркально копируя его поведение. Только дядюшка Дейл, рекомендовавший заменять улыбку смайлом, не учел, что иногда уместней ухмылка. Короче, не клеился разговор. Муторно нам обоим было. И сливочное мороженое в советской вазочке, прямо со склада детских воспоминаний, не давало ничего кроме химического привкуса. Лучше бы пива взяли.

Зеленая книжечка аттестата казалась нам билетом на все поезда. Причем, на какой поезд не садись, хуже, чем здесь и сейчас не будет. Будет новая, интересная и независимая жизнь всерьез. Настоящая жизнь. Мы имели на нее право, почему нет? Глупый вопрос, конечно имели. Всей добросовестной школьной десятилеткой с эффектным виражом выпускных экзаменов, всеми пионерскими слетами, макулатурными сборами, обернутыми в целлофан учебниками и заполненными дневниками, всей обязаловкой для-твоей-же-пользы, за которую надо еще и благодарить затрепанными до состояния половой тряпки фразами, мы заслужили право начать жить для себя. Не так, как надо, а так, как считали правильным. Или нужным. Так как правильно считали нужным - неотразимый итоговый довод.
Проблемы поступлений в институты, переездов, серпантинных завитков уже вступительных экзаменов, или работы, или армии маячили где-то на задворках сознания взведенным таймером будильника. Но все это выглядело приправкой к новым реалиям, чтобы вкус лучше чувствовался. Несерьезные такие хлопоты, как уколы после операции. Мы ведь были победителями. На 'младшаков' поглядывали с грустной снисходительностью, с учителями разговаривали почти на равных, курили в открытую на крыльце - громадная фронда по тогдашним понятиям. Привыкали к новому статусу. Так, медленно, бережно, но в то же время ожесточенно сдирают бинты с засохших ссадин. Чемоданное настроение. Порог свободы. Бери столовую ложку и ешь свободу прямо из кастрюли. Время ведь было еще такое... неоднозначное. Девяносто второй. Героический девяносто первый - позади, доблестный девяносто третий - в будущем. Кисляков там ляжет. В девяносто третьем. В войсковом оцеплении. А пока - девяносто второй, ожидание выпускного и перманентное ощущение праздника, как запах мандаринов, принесенных с декабрьского мороза в теплую комнату.
Выпускное рондо отыграли типично для подобного мероприятия, строго в рамках неформальной нотной тетради. Про формальную, где первоклассница с колокольчиком, полуфальшивые слезы у самых сентиментальных барышень и напутственные телеги со словами про дорогих выпускников, я и не говорю. А так, все как положено: и купленные на ближайшем рынке пиджаки с торчащими нитками, худо-бедно по росту, и контрабандная водка в темном вестибюле, помимо с фарисейской неохотой разрешенного шампанского, и своя в доску географичка с обнаружившимся талантом к медлякам, и как-то подозрительно быстро окосевший физрук, и чьи-то окончательные выяснения отношений на спортплощадке.
То же, что и всегда, и как всегда, и у всех - по одному большому шаблону. Но тогда мы этого, понятно, не знали. Праздник был только наш, и впечатления только наши, и расчувствовавшаяся классная с охапкой букетов сожалела о расставании именно с нами - самыми хорошими, полюбившимися и своими.
Одно радует - на апофигей веселья, встречу рассвета, мы не поперлись. Да и то, потому лишь, что Маринка Зайцева сломала каблук на ступеньках - с натурами возвышенными и чувствительными всегда так, на первый взгляд не вовремя.

Ирка вдавила в пепельницу очередной окурок. Пока она курила, я мрачно, взглядом памятника - поверх голов и чуть в сторону, изучал прудик, расположенный прямо за оградой летней кафешки. Ирка сидела к нему спиной. Как там? 'Дама в белом возле озера с лебедями'? Вместо лебедей по отмели задумчиво расхаживал одетый пацан лет семи. Кроссовки он снял и держал в руке, а вот джинсы подворачивать не стал: до колен они были насквозь мокрые. Две девочки чуть помладше на вид, кидались в него с берега крупной галькой. Камешки плюхались в воду и окатывали ребенка брызгами. Некоторое время тот пытался уворачиваться, а потом получше перехватил кроссовки и, нагнувшись, стал шарить в воде. Вытащив какую-то тряпку, или кусок грязного полиэтилена, отсюда было не разобрать, он прошлепал к берегу и, размахнувшись, швырнул ее в девчонок. Я перевел взгляд на Ирку:
- Пойдем отсюда, а?
- Куда? - Тускло поинтересовалась она.
- Не куда, а отсюда. Мест нормальных в городе можно подумать нет.
- Кирюх, да какая разница, по большому счету? Встретились, посидели...
- И разошлись?
- А ты чего ждал?
- Не знаю. Это свойство человеческой натуры - чего-то постоянно ждать от жизни. Только жизнь часто об этом не знает... Что по жизни должна. Слушай, ты второй раз замужем?
- Последний, Кирь.
- И кого дождалась на этот раз?
- Не хами, а?
Господи, до чего же она никакая! Даже на явно задевшую фразу реагирует лениво, будто от комаров отмахивается. Мне до медного привкуса во рту захотелось хоть как-то вывести ее из равновесия. Глупость какую сказать, что ли, умную? Раньше получалось.
- И в мыслях не было. Я серьезно.
- Виктор - московский искусствовед. Со специализацией в поп-арте. Вот так вот. Спрашивай - отвечаем. Справочное бюро ты наше.
- Да уж. Мозговой сутенер - востребованная в наше время профессия.
- Ну-ну, - Ирка переплела пальцы, - поясните вашу мысль, докладчик.
- Что тут пояснять. Все современное вроде как искусство - сплошное насилие над мозгами. Разница только в том, что если слушаешь утром на кухне 'Русское радио', просто потому, что приемник никогда не отключается - это 'вертолет', причем не по твоей вине, а если покупаешь билет на выставку Уорхола, и пытаешься понять концептуальную наполненность двухсот банок с томатным супом - это уже сеанс ментального минета. Что характерно, продолжительность и качество зависят исключительно от того, насколько зрителю удастся заценить внутренний мир художника и навытаскивать из подкорки ассоциаций, гиперссылок и чувства прекрасного по теме. А ты что думаешь, почему всем творческим личностям так важно услышать мнение о своих работах? Чужие мозги ведь не жалко. Вот, Виктор твой, значит, и готовит неумелых... ммм, подопечных к правильному использованию своих мозгов. Чтобы все было на уровне, так сказать.
- Если следовать такой логике, - Ирка улыбнулась, ну, наконец, то! - Если следовать такой логике, только что состоялось еще одно жестокое изнасилование. Потому что я твой бред внимательно слушала и пыталась понять.
- А, даже не думай. Строго говоря, этот принцип подходит под все искусство вообще, а не только под современное. И не только под искусство - под любые мероприятия, которые требуют абстрагирования, а не реального восприятия объекта. Пока горшок пустой, он, как предмет простой, вещь в себе, но как только горшку начинают приписывать дополнительные функции, основанные на претензиях к миру, тут то и начинаются страданья и разочарованья.
- И какой же выход?
- Выход? - Я перегнулся через пластиковый столик и сдул чешуйку пепла с рукава Иркиной блузки. Мне снова ничего не хотелось, кроме пива. - Выход один. Не жди. Не помни. Не надейся. Все, что у нас есть настоящего - это здесь и сейчас. Потому, что ничего другого нет, и на самом деле никогда не было. А искусство должно умирать молодым. Вместе с мечтами и надеждами. Так будет эффектнее для искусства.

Пьяные выпускные сны, обрывочные и перенасыщенные, каруселили меня до обеда. Спрятанная от родительского неодобрения бутылка 'Черного принца' работала потом расческой для мыслей, отделяя сны от реальности. А вечером в удачно пустовавшей квартирке мы собрались снова. Не все. Зачем нам были все? Всемером. Так... Коллективчик по невольному знакомству и осознанным интересам. Маринка Филиппова и Ирка с Белкой представляли прекрасную половину класса, правда, меньшую половину. Но в тот вечер они интересовали нас только как боевые подруги. Знали все друг друга со времен усердно заполняемых прописей и ухаживания, если и предполагались, то больше в шутку, а дальше уже как получится. Цель была другая. Мы вообразили себе школьную ностальгию и собирались усердно ее культивировать. Алкоголь в помощь.
- Скора-бля-на бал. В смысле за стол.
- Угу. Под стол. Мало тебе одного бала? - Белка фыркнула. Смирновку, на правах будущего медработника реанимировала именно она.
- Белкова-Желткова, не порть человеку праздник. Если под стол, то на него ноги можно будет ставить вместо скамеечки. И вчера зря полезла. Такая красота была - со второго этажа травить. Салют. Фейерверк.
- Надеюсь, Кирилл, Вашего таланта хватает не на одни только гадости? - Ирка играла в высокий стиль. - Может лучше подготовите тост пооригинальнее?
- И не просто тост, - бесился Смирновка, - а с чувством, с толком, с распальцовкой.
- Евген, уймись. Я тост готовлю.
- Лучше бы ты картошку приготовил, - заухмылялся Колян.
- Ребят, ну что вы ссоритесь? Может, последний раз так собираемся, а вы как всегда. Давайте лучше загадаем, что с нами будет, ну... лет через пять. Или семь - для счастливого числа. И нас здесь семеро. Забавно, правда?
- Точно. Офигеть. Каждому по году, именем революции. Чур, Валерке високосный. Пускай лишний день мучится.
- Да самому тебе. Блин, молодое дарование, достояние республики. Иди- иди, достаивайся.
- Ну, что вы, в самом деле, как дураки? Я серьезно.
Наивные сантименты у Филипповой всегда перехлестывали через край. Самые сиропные идеи были ее идеями. На встречу рассвета она чуть не отправилась босиком, еле-еле отговорили. Но мысль она подкинула действительно удачную. Через семь, так через семь, почему нет, благородные доны? Можно и два раза по семь. Теперь, главное, сосредоточить всех вместе и как частность, уловить Иркин взгляд.
- Итак, господа. И дамы, куда без вас то? Емкости на изготовку. По поступившему предложению зачитываю события семилетней будущности. Судьба у каждого, по любому, ожидается уникальной, так что оригинальничать, несмотря на просьбу, мне не придется. Значит, Валера...
Наговорил я им на легкую душу всяческих приятностей. Первый тост он сложный самый, но ничего, справился. Сам верил, что говорил. Реальность, как блестящее на солнце оконное стекло, казалась небьющейся, кривая все равно вывозила на большую дорогу, друзья рядом, горячительного много, все только начинается. Дальше пошло проще. Никаких тостов больше не требовалось - впечатлений, воспоминаний и растопыренных друг перед другом перышек хватало без этого. Пересечься с Иркой наедине мне удалось много позже, когда все уже впали в легкую меланхолию и разбились на пары-тройки по интересам.
Она стояла на кухне, что-то пытаясь рассмотреть в чернеющем застекольном квадрате. Я обнял ее за плечи.
- Грустишь?
Она отстранилась, но как-то неуверенно.
- Да нет, смотрю просто. Темно там, ни одного огонька не видно.
Я накрыл ладонью ее сжавшиеся кулачки, а пальцами другой руки осторожно прикоснулся к бившемуся над ключицей пульсу. Сейчас этот жест показался бы мне подсознательной доминантой садизма, желанием хоть ненадолго подчинить себе чужую жизнь, заставив ее зависеть от твоих поступков, но тогда важнее было просто прикосновение. Ирка не шевелилась. Стояли молча, боясь разрушить иллюзию сжавшегося до крохотного теплого шарика мира, и загустевшего битумом времени. В соседней комнате звякали вилки и гитара. Колян, судя по шорохам, стал возиться с отцовским 'Панасоником'. С техникой, по пьяному делу, у него получалось не очень. 'Ко мне!' - внезапно рявкнул голос Кинчева. Зар-раза. Включил все-таки. Ирка вздрогнула, высвобождаясь.
- Послушай, - протянула она, не отрываясь от окна взглядом, - если проткнуть стекло соломинкой, то можно пить темноту. Как думаешь, какая она на вкус?
Я пригляделся. Темнота будто вдавливала стекла внутрь, и бледные наши отражения выглядели в них призраками.
- Не знаю, Ир. Может, как темное-темное вино? Густое, сладкое, но немного солоноватое. С ноткой крови.
- А почему крови?
- Кровь ведь сама по себе непростая жидкость. Она тоже может пьянить. А темнота с кровью... Разве это странное сочетание? Только коктейль такой слишком опасен, ты ведь не знаешь, что в нем еще намешано. Даже капелька темноты может сделать человека другим. Запьянить без надежды на трезвость.
- А может, так и лучше? Мы ведь и так всегда ищем, чем раскрасить свое существование. Хотя... Темноты вокруг и так много. Действительно, не стоит искать ее нарочно.
Я вдруг представил, как через соломинку капли концентрированной ночи просачиваются в кухню. Нелепое и пафосное вино с кровью уже не казалось такой уж выдумкой. Угольные непрозрачные капли падают на пол, замутняют электрический свет. Мы подставляем под них ладони, слизываем, окончательно превращаясь в оконные отражения... Случайная картинка. Случайная и мгновенно распавшаяся. Вот только осадок от нее...
- Вы чего тут? Пойдем. В 'Крокодила' играть. Рассосались, блин, тараканы по углам.
Валерка, размахивавший бутербродом и желавший совместного веселья, в движениях был неточен, но деятелен. Я его понимал.
- Ну, пойдем, крокодильщик...
- Давай, давай, шнель. Ирка! Отлипни ты от окна, все равно ничего не разглядишь. И глядеть там не на что. Я тебе и так скажу: слева больничка, дальше бараки брошенные, цех заводской за поворотом. Пошли.
Меня снова накрыло чувством лихости и бесшабашного веселья. Захотелось орать и отрываться, благо вина еще оставалось до черта. Захотелось стрелять из ракетницы - Валерка для того и притащил, вот и попробуем. Захотелось облапить всех вместе, и девчонок в особенности. Все. Только. Начинается.

Ирка разглаживала фольгу из сигаретной пачки.
- Кирюх, а ты наших встречаешь кого-нибудь? Как они?
- Встречаю... Колька в армии на офицерском контракте. Они ведь служить с Серегой Кисляковым пошли, а он потом так там и остался. Ленка Белкова... Как же ее сейчас? Афанасьева... Ну, ты знаешь, как медучилище бросила, потом что-то платное заканчивала, года три уже как в собесе бухгалтерствует. С Валеркой давно не сталкивался, но у него что-то с почками, кажется. В прошлом году застудил, да как-то оно все...
- А Женька?
- Смирновка то? Ну, он в Москве сейчас крутится. Из этих - с чувством, с толком, с распальцовкой. Не искусствовед, но тоже нормально.
- Кирилл, а сам ты? Ты ведь так и не рассказывал толком ничего.
- А я здесь. Здесь и сейчас. Ты же видишь.
Да, здесь и сейчас. Только не потому, что здесь и сейчас интересно или необходимо, а просто ничего другого не остается. Все мы здесь и сейчас. В заложниках у бытового искусства, так и не сподобившегося умереть молодым, вместе с мечтами, ожиданиями, пожеланиями и сусальными обманками вечных праздников. Время расходиться, но я все тянул, надеясь непонятно на что. Я бы дорого отдал за возможность чего-то киношно эффектного, например, за дорожку кокаина, которую Ирка принялась бы равнять телефонной картой прямо на зеленой пластмассе стола, или ствол, который можно было бы, улыбаясь, разрядить в нее, или в себя, или в официантку, неважно, или за пачку иностранных купюр и возможность вот прямо сейчас, не откладывая, рвануть вдвоем из этого города. Словом, все, что угодно, лишь бы разомкнуть мелькание одинаковых, как придорожные столбики, дней, месяцев, лет. Но ничего этого, разумеется, не было. И не могло быть. Да и духу ни на что у меня не хватит. Мы должны раскланяться, пообещав не теряться, и звонить если что, сразу же забыв об обещанном, и разойтись по своим колеям и рельсам - разогревать на плите ежедневную суточную судьбу, даже присоленную, если повезет.
Я тогда ошибался. Тогда, стоя на кухне. Лучше бы мы выпили черноту за окном. По крайней мере, оставался бы шанс. Мы опоздали. Это тот, кто стоял снаружи, просунул соломинку и начал пить. Он то видел, что высасывает. Впрочем, ладно. Ничего плохого ведь не случилось, верно? Обычная жизнь. Тот, кто стоял с другой стороны окна, выпил немного. Всего одну искорку из каждого, ожидание и возможность чуда, на которое мы имели право. И ничего не случилось. Началась жизнь. Хотя, может, все произошло гораздо раньше? Этот, застекольный, давным-давно выпил через соломинку искорку нашего мира. И вот мы все живем по инерции, живем...


Что повелитель обещал, того три года ждут.
Световых.
 
СветланаДата: Среда, 27.05.2009, 20:01 | Сообщение # 2
узурпатор
Группа: Повелители
Сообщений: 4611
Награды: 2
Статус: нет
http://nikitin.wm.ru/almanath/HTML/LV/lv16.htm#5zub

#5 зубастый Пупс ( 25). ТЕНЬ

Дата: 16/08/2006 00:07

Я ночной житель. Ночь для меня - это жизнь, день - жизнь вывернутая наизнанку. В нём всё не так. Хочется спать (еще бы, если лег в четыре утра), резко бьёт по глазам наглое Солнце, загоняющее испуганные тени под дома и деревья. Мучают навязчивые звуки дневного города. Я пытался бороться с днем, надевая солнечные очки, нося их даже в метро, в помещении - не помогает. Иллюзия. От дня никуда не скрыться, он врывается в мозг яркими волнами, нарушая тишину и покой, мешая связно думать, заражая своей хаотичностью.
Этот день запомнился мне навсегда. Начался он с того, что я сломал свой будильник (вестник дня, однако). А что? Он провинился тем, что я не смог найти его во время. Чуть навеселе был, когда ставил на привычные 8.30. Что поставил - помню, куда нет. Вот и заехал подушкой по периметру. Периметр жалобно всхлипнул разбитыми электронными мозгами.
Жара. Отсутствие горячей воды. Оплывший жирный город принял меня в потные объятия. Что говорить, я был несколько раздражен, когда проходящая мимо тетка врезала мне локтем в печень, да так больно, что я, аж, вскрикнул. При этом грымза еще и злобно хихикнула. Вообще-то, хамство мне не свойственно, но тут не сдержался: идиот. Выплеснул, так сказать, что накопилось. . . В свое оправдание могу сказать, что бабец и, правда, был на редкость несимпатичный. Типичная торговка - хамка, бомжеватой наружности, с соответствующей манерой подачи текста, лексиконом и . . . хм. . . запахом.
- Ну, что, козел, всё сказал? - Прошипела упыриха, после того, как меня перестало рвать словами.
- Всё! Калоша драная : - На автомате, уже без прежнего вдохновения огрызнулся я.
- Вижу, милок, глазки у тебя красненькие, небось, не высыпаешься, ложишься поздно. - Прервала меня мерзавка. - Ночь любишь? Ну что ж, гаденыш, не будет для тебя больше ночи.
- Да пошла ты, - сплюнул я, влившись в мутный людской поток. День прошел как обычно: душный офис, скисшие к вечеру коллеги, скучные заигрывания с секретаршами. Клиенты, бумаги, звонки, факсы. И над всем этим тягучее марево (солнце - я тебя ненавижу!). Вечер не принес облегчения, скорее наоборот. Вечер - это намек на утро, а утро . . . ну, впрочем, я уже говорил. Проталкиваясь через толпу, заряженную накопившимся за день раздражением, физически ощущаю скопившийся за день смрад человеческих эмоций. Он парИт над людьми, владеет ими, сталкивает, заставляя злобно, вскользь переругиваться. Меня всё это не трогает, я таинственным образом предугадываю места напряжения, вовремя обходя их. Странно, раньше такого не замечалось, наоборот всегда попадал в дурацкие ситуации. Ладно, вот мой вонючий подъезд, ныряем. Дом сыто отрыгивает шлепком входной двери. Внешний мир отрезало.
Остаток вечера, рассыпался мелкой дробью бытовых забот: магазин, готовка, уборка, мытье посуды. Нашлось время и на обычные развлечения: телевизор, Интернет. Все как обычно, кроме одного - вечеру не вечерелось. Не темнело: в 9,10,11 часов светло как днем, а живу - то я не на Севере и, потом, август уже на дворе. Ночь, моя любимая ночь, вечная обманщица, с ее намеками, плавностью линий и неясными контурами, с ее загадкой - предала меня. Ушла, как уходили все мои женщины. Последняя из них, однажды ночью застав меня на балконе, устроила дикую истерику: хлестала меня по щекам, кричала, плакала. Я думал, она давно спит, время было около трёх и, как обычно, сидел на балконе и смотрел ночь.
- Что случилось? - Вывалившись из состояния созерцания, заорал я, стараясь поймать ее руки, больно бьющие по (неказенным, кстати) щекам.
- Ты, ты : ты где был?- Всхлипнула она. - Тебя как будто не было здесь, ты сидел, а в глазах: Ничего не было, пустота, понимаешь. Мне стало жутко, ты никак не реагировал. Я пыталась говорить с тобой, трясла, что происходит?
Что я мог ей ответить? Что настоящая жизнь для меня только ночью, что я ненормальный? Что ночь - моя единственная любовница, и я вновь и вновь наслаждаюсь близостью с ней, не в силах отказаться от нежных, обманчивых прикосновений. Каждая женщина чувствует соперницу и никогда не потерпит ее присутствие. И если не сможет выжить ее, уходит сама. Так я в очередной раз остался один. Вернее один на один с Ней.
Теперь же для меня нет темноты. Стоя на балконе ночью я четко вижу все контуры, линии, углы. Краски только странные - мертвые какие-то. Спектр сместился. Больше нет загадок, нет тайн, нет жизни. Скучно, пусто, мерзко. Я ходил к профессору-'глазнику'. 'Светило' - говорили люди. Он долго смотрел меня, провел кучу анализов и опытов, а потом сказал, что с глазами всё в порядке. У меня. Всё. В порядке. И что причина, скорее всего, психологическая и физиологию феномена объяснить затрудняется. Отправил к психиатору. Тот тоже решил, что я здоров - дурью маюсь, и направил к психоаналитку. Последний начал со снов (Фрейда ему в печенку) и закончил разбором инцидента с той теткой, сказав, что я - натура впечатлительная, легко внушаемая (ага как же) и, видимо, я решил, что она меня сглазила или еще чего - нить в этом роде. Психосоматическая реакция и всё такое: и отправил к офтальмологу обратно. А я не пошел к офтальмологу, я пошел на крышу. Смотрю вниз. Плохо. Черно-белая ночь: резкая, грубая, четкая. Думаю недолго. . . Оттолкнуться было тяжело. Выбор - проклятие человека, бог долго придумывал пытку для нас.
Это только навстречу красоте лететь приятно (спросите у бабочки), жестким асфальтом - не очень-то насладишься, не успеешь. . . Ура! Темнота.
Странно быть тенью: днем прятаться от света, ночью благословлять его. Бегать от солнечных лучей и тянуться к Луне. День - изнанка ночи, тень - изнанка дня. Она не нужна ни дню, ни ночи. Свет стремится рассеять, теснота - поглотить меня, но ни у того ни у другого ничего не получится. Ничего не получится до тех пор, пока они существуют. Странное посмертие, для странного человека. Интересно, кто же проклял меня?

Винт.

Видимо, нужно большая эстетическая встряска, чтобы Пупс начал говорить о простом и просто. Прямо какой-то парадокс: если грести против течения, то можно добраться до низовьев реки, а если бросить
весла - унесет вверх, в обратную сторону, куда и стремился изначально.
В нормальном состоянии Пупс пишет рассказы, гребя веслами изо всех сил: из мешка таланта сыплются образы, остроты и сравнения.
Примерно так Саша Привалов пытался вообразить себе кружку кофе и бутерброд с 'Докторской' колбасой на завтрак. Получался, как помню - замурованный в хрусталь докторский халат с коровьим хвостом вместо
рукава. Но когда автор забывает, что ему надо писать рассказ и, задумавшись о своем, отпускает весла, нотная грамота текста становится мелодией, а вода рассуждений - экзистенциональным течением, толкая сюжетный плот к верхним границам понимания.
Кастанеда писал в 'Сказках Силы': 'В этом проблема слов. Они заставляют нас испытывать озарение, но, когда мы поворачиваемся лицом к миру, они всегда подводят, и кончается тем, что мы стоим перед миром такими же, как и раньше, без всякого озарения'.
Проблема, как представляется, исключительно художественная: внутреннее выражение и прочувствованность картинки не дают никаких гарантий, что проекцию картинки удастся донести, не расплескав, до внешнего воспринимателя. Основной пример - попытки записать на бумаге пришедшие во сне кристальной ясности стихи. Максимум, чего удается добиться в этом случае - достраивание рассыпавшейся мозаики образов с помощью искалеченных вымученностью рифмовок. Нитяной хвост волшебного клубочка постоянно выскальзывает из рук.
Частичное понимание автором этого метафизического издевательства дает двойственный эффект: одно весло усиленно гребет мутные воды словесности, другое не менее усиленно - табанит.
Откровенные банальности соседствуют с не менее откровенными находками. В итоге свет и тьма (что из них что - даже и не знаю) превращаются в сумрак, в котором можно любоваться непривычными силуэтами знакомых вещей, но можно об эти вещи элементарно споткнуться, не разглядев их в потемках. Причем, одно не исключает другого. Тоже, своего рода, искусство.

Закрыл глаза - и удивился ночи.
Открыл глаза - и удивился дню.
Все дело в том, что я уполномочен
Нести стихами всякую фигню.

Над головой созвездия мигают:
Астрологи в осадок выпадают.


Что повелитель обещал, того три года ждут.
Световых.
 
СветланаДата: Среда, 27.05.2009, 20:17 | Сообщение # 3
узурпатор
Группа: Повелители
Сообщений: 4611
Награды: 2
Статус: нет
http://nikitin.wm.ru/almanath/HTML/LV/lv16.htm#3Aqn

#3 Аянбек ( 35). "Не ночь, - сумрак"

Дата: 09/08/2006 16:30

Здравствуйте. Вы уже начали читать, верно? У меня к вам маленькая просьба, совсем маленькая, перед тем как начнете читать, дышите медленней. Очень медленно, будто и не дышите совсем. Договорились? Очень хорошо, вдыхаете медленно и выдыхаете медленно:

Я. Серый и незаметный.
Серый плащ, недавно был черный, серые туфли и рубашка, недавно были белые. Хотя нет, очень давно, когда покупал, пять лет назад. Дождь льет. Кому то уже надоел, кто то не обращает внимания. Как я. Уже две недели льет. Никогда такого не было.
Опаздываю, опять. Я и без дождя всегда опаздываю.
А тут еще дорогу затопило. Машины едут как подлодки. Аварийная служба уже неделю не может люк прочистить. Всегда так.
Только в начале весны, когда снег тает. А сейчас из-за дождя. Ну и что. Придется обходить дорогу:
Ха. Сложно будет это сделать, взять и обойти дорогу. Вернее сказать лужу на дороге. Вот ее и надо обойти. Это долго.
Ну ничего, что долго, всегда опаздываю. Хотя кому какое дело, когда пришел бухгалтер? Тем более такой как я.
Серый. Незаметный.
Сначала удивлялись. Потом привыкли. Не всегда же был серый и незаметный. Вот и удивлялись. До сих пор удивляются, ах какой ты серый.
И незаметный, говорю.
Да, и незаметный.
А если незаметный, зачем со мной говорить? Как меня заметили?
Погода будто подстроилась. Все серое, все в тумане, тихо.
Почему так грустно? Не знаю. Вернее знаю, но объяснить не могу.
Люди всему виной. И зачем вообще они, люди?
Уфф, в голове вата, пошли к черту, мысли, надо идти на работу.

Вечер.
Люди постепенно собираются, уходят по домам.
Только как-то замедленно, словно двигаются в океане густого киселя.
Из-за погоды.
Дождь льется по стеклу, не барабанит, стекает.
Гвалт большого города поглотили туман и шум ливня. Изредка сквозь влажную пелену раздаются сигналы машин, и то какие-то скромные, вялые.
Иногда над городом грохочет гром. Раскаты идут низко-низко, кажется будто прогремел в соседнем дворе. Страшно. Машины в панике кричат писклявыми голосами, зовут хозяев на помощь, сигнализация. До свиданья, пока, до завтра: И ты, Ваня, пока. Вот, я опять последний. Даже шеф ушел.
Вечер уже. Хотя весь день как вечер, круглые сутки - вечер. По радио слышал, что дождь идет не только у нас. По всему миру. А почему? Никто не знает.
Я знаю.
Дождь давит на плечи. Уже привык. Капли разбиваются, брызгают в лицо. Щекотно, неприятно.
Зашел в трамвай. Сел.
Черт.
Воняет то как.
Встал, надо смотреть куда садиться. Мишка вздрогнул, поднял пустой взгляд на меня.
Что то промычал, запахло перегаром и нечистотами. Куда уж больше. Я отошел в начало трамвая.
Сколько себя помню, Мишка всегда ездил по трамваям. Дебил, больной алкоголик. Разве что не бездомный, не знаю. Всегда садится на конечной, сидит там на скамейке, ножками машет. Иногда лежит. Зашли два подростка, взяли Мишку за шиворот, вышвырнули под дождь. Мишка закричал. Подростки засмеялись.
Чего уставился, урод!
Ничего: Отвернулся к окну. Вода. Вода стекает по стеклу. Взглянул вниз. Тоже вода. Грязная. От колес идут волны, разбиваются о встречные.
Кто то толкнул, я обернулся.
Девушка. Извините.
Извиняю. Пьяная. Черные мокрые волосы. Тушь растеклась. Короткая клешевая юбочка, порванные колготки. Посмотрел ей в глаза. Замерла на мгновенье, что-то увидела в моих глазах. Не знаю что, зато знаю что увидел я.
Под кайфом. Наверное много молодых девушек ходят по городу под кайфом, я раньше и не замечал. Все из-за дождя. Обычно жизнь бьет ключом, торопишься, спешишь куда-то, неважно каким взглядом на тебя посмотрит молодая девушка.
Уступи место, сонно потребовала девушка у одного из подростков. Она навалилась всем телом на перила. Уступи место беременной девушке! Дура, сказал подросток, встал.
Она бухнулась на сидение, моментально вырубилась. Второй брезгливо отстранил ее.
С задних сидений донесись перешептывания.
В плохую погоду всегда охота спать.
Остановка.
Подростки вышли.
Беременная наркоманка разлеглась на два сидения.
Оплатите проезд. Нащупал мокрые монетки, ткань кармана прилипла к кисти, с трудом вытащил, оплатил.
У беременной плату не взяли.
Украдкой поглядываю на нее. Почему то считается что если смотришь на незнакомого человека пристально, это неприлично
Жаль ребенка, что не родится. И девушку жаль. Жаль весь мир. Вот только миру никого не жаль.
Остановка. Моя.

И хорошо что машину не купил. Не нужна теперь.
Лодку бы.
Вода уже выше колен.
На работу подвозит сосед. У него надувная. Практичная. Приплыл на работу, сдул, в карман и никаких проблем.
В офисе пожелтели обои, в некоторых местах уже облезли.
Пахнет известью. Побеленные потолки мокрые. Плачут. Весьма назойливо, приходится ставить зонт над бумагами.
Вся техника давно уже не работает. Влажность. На новую денег нет. Приходится возится с бумагами.
Вожусь.
Часы подсказали что уже вечер. Биологические.
Настенные подтвердили.
Ужасно душно.
Рабочий день кончился.

Неприятно.
Трупы бездомных могут сутками не убирать.
А они гниют.
А с работы почти всегда пешком.
Приходится выбирать маршруты, где не плавают трупы.
И зачем ходить на работу? Ничего, ничего, все хорошо, уважаемы граждане, синоптики предсказывают, что все хорошо! Ха-Ха:.
Иду домой. Дождь уже не замечаю вовсе.
Как лягушка. Ха. Попытался улыбнутся. Не смог. Ох как погода на человека влияет.
Когда ноги по колено в воде, идешь очень медленно, тяжелые резиновые сапоги рыбака, осторожность. Легко можно пропороть лодыжку. Много всего под водой.
Из-за угла навстречу плывет Миша.
Пахнет еще хуже.
Я резко отвернулся, пошел вправо.
Все равно успел заметить изгрыженное крысами лицо. И раками.
Сгнившие глазные яблоки.
Тело пробрала дрожь.
И от холода тоже.
Кости ломит. Быстрее домой.

Достал дождь, да?
Я медленно повернул голову. На подъездном козырьке сидят трое. Дети. Лет 12.
Да, надоел: А почему вы не дома? Дождь ведь.
Тот что посередине широко развел руками. Вот наш дом. Раньше был там, внизу, затопило.
Не стал отвечать. Мир жесток. Миру никого не жаль.
Быстро пошел вперед.
Справа свистнули.
А я и не заметил. Там еще трое стоят. Постарше. Лет 15.
Куда почапал?
Ускорил шаг, насколько это возможно.
Гром. Сильный. В ушах заломило, голову будто сдавило в тисках. Да слышу, слышу, слышу!!!
Догнали.
Один из тех что постарше ударил по спине.
Боль.
Толчок. Упал лицом вперед. Захлебнулся.
Смех. Детский: Слов не разобрать. Боль какая то тупая, словно трубой бьют.
И в самом деле, труба.
Земля и небо поменялись местами, тем более одного цвета. Серые.
Кровь красная.
Я бухнулся на зад.
Словно сквозь туман слышу глухие звуки. Что то говорят. Смеются.
Удар. Хруст. Челюсть сломали.
Упал на спину. Подняли.
Удар. Уже трубой. Плечо хрустнуло. И боли словно нет: Она есть, я не чувствую.
Подняли. Взгляд прочистился, посмотрел на ребенка. Глаза зверя.
Стало грустно. И было грустно:
Я за вас умирал, дети мои:. Грустно:.
Подумаешь: Умри еще, козел!!!

Отец:.
Отче:. Я:.
Что.
Я снова здесь, отче:
Здравствуй сын. А ты и не повзрослел.
Я и не пытался: Отче, почему?...
Потому что.
Понял:. Я действительно не повзрослел:
Мир тоже. Мир тоже:
Отче, ты действительно хочешь это сделать?
Да.
Но:
Я сказал ДА!
Отче, но они не ведают что творят:
Ты молчал все 40 лет земной жизни. Заговори ты, попал бы ко мне еще раньше. Разве не так?
Значит еще не пришло мое время, Отец.
И не придет. Не придет. Это просто брак, сын мой, просто ошибка:
Ошибка???... Но они ведь тоже твои сыны!!! Отче!!!
Да, сыны: Но только ты понял это: Мне жаль. Очень. Но впереди вечность.
Слабая улыбка прикоснулась к губам Господа, Я уткнулся лицом в колени, зарыдал.
Твои слезы утопят горе Земли. И твоё, сын мой. Иисус.

Винт.

Было примерно так. Прихожу я как-то домой, и вижу: на кухне - лужа. Странно, думаю, что бы это делать луже - на кухне? Не иначе холодильник потек. Точно, потек. Вопрос - почему? Ответ - света нету потому что. А света нет потому, что водопровод чинили, и зачем-то электричество выключили. Так что воды тоже нет. Холодной, понятное дело. Горячей с конца весны нет. Так вот. А на верхнем этаже, судя по акустике, посуда бьется. Там запой у соседа. Четвертый день уже. Скоро должен песню запеть про 'Владимирский централ'. Он ее каждый вечер поет. А из подпола воняет гадостно - не иначе крыса сдохла.

Нет, думаю, что-то здесь не так. Не может быть столько одномоментных неприятностей: расскажи я про них, никто не поверит, скажут - литературщина. И впрямь, не может. Крысу я сочинил. Крыса на самом деле дохнуть и не думала, с чего, спрашивается, ей дохнуть? Живет себе, только ушла куда-то в последнее время, лишен я ее хвостатого общества.

О чем это я? Это я об избытке траблов на погонный сантиметр текста, для начала. Нельзя на персонажа сваливать все подряд, как у классика в пародии на приключенческий роман: в один край баобаба, на котором спасаются герои, попала молния и начался пожар, на другом краю бьет хвостом леопард, внизу свирепые людоеды, да еще и дожди пошли - сезон муссонов, скоро быть наводнению...

Нет, в логичности выстроенной автором картине не откажешь. Откажешь - в чувстве меры. Герой, как и Вассисуалий Лоханкин, черпает горе стаканами. Горе забористое: настояно на эгоцентризме и мизантропии. А автор и рад стараться: добавим-ка еще пьяную беременную наркоманку. Мало? А мы еще и труп алкоголика-дебила со сгнившими глазными яблоками (очень избирательный процесс гниения)изгрызенный раками (раки на улицах бывшего города размножаются быстрей дрожжевых бактерий) по воде пустим. Ах, все равно мало? Ну, пусть тогда у нас будет Вселенский Потоп, цатый по счету. И мораль в конце: помесь коана с современной европейской прозой, с фоном из картин художников Возрождения. Вот теперь в самый раз. 'Официант, мне чашечку кофе и сорок ложек сахара. И не размешивайте, ибо - не
размешаете'.

Пространство, верх и низ, небо и землю, и горизонт в придачу, можно обозначить на бумаге, всего лишь проведя горизонтальную черту поперек листа. Все остальное - детали. И не всегда они уместны.
Постоянный непрекращающийся дождь сам по себе сильный образ и причины-следствия, все эти 'из-за чего' и 'потому что' совсем не требуются. Правда, Стругацкие, в 'Гадких лебедях' все-таки дали ответ на вопрос - 'зачем', но это был уже совсем другой дождь.

Вообще, в моей психологии имеется определенный выверт, возможно, не очень правильный в общечеловеческом понимании, но в плане работы весьма полезный. Все экстремальные события я
воспринимаю в большей степени фактологически, без эмоциональных оттенков. Убийство группой подростков бухгалтера для меня всего лишь убийство бухгалтера группой подростков, а не последняя капля в Чаше Гнева. Не верю я в чашу гнева, тем более, с больших букв. Вернее так: я не верю в качественную трансформацию позиции Бога к грехам человечества из-за определенного количества грехов, и тем более, (здесь важен акцент), из-за греха определенного. Нет таких антропоморфных мерзостей, которые еще не включались в исторический список, и метафорический плевок на пятнадцать метров, тогда как до этого плевали только на десять, не может изменить сути всепрощения этих исключительно недалеких, исключительно человеческих плевков.

Чересчур земная позиция - ставить справедливость необратимых деяний в зависимость от случайных факторов. А если бы не было слез горя ребенка? А если бы не было слез жалости Спасителя? Другое дело, что слезы способны изменить самих людей. Их отношение к происходящему. Но могут и не изменить, оставшись лишь солеными дождевыми каплями. И здесь не имеет значения - хорошо это или плохо, важно только - будет ли в этот раз или снова придется рассчитывать на догму высшего всепрощения. В сюжете, заштрихованном дождем, ни к чему очерчивать фигуру невидимки, ради которого штриховался фон, невидимка все равно не станет явственнее для наблюдателей.

Достаточно просто фона. Удастся ли в нем кого-то найти - еще один ненужный вопрос.


Что повелитель обещал, того три года ждут.
Световых.
 
СветланаДата: Среда, 27.05.2009, 20:18 | Сообщение # 4
узурпатор
Группа: Повелители
Сообщений: 4611
Награды: 2
Статус: нет
http://nikitin.wm.ru/almanath/HTML/LV/lv16.htm#4Obn

#4 Обновленное Пузо ( 24). Изнанка ночи

Дата: 14/08/2006 23:39

1. Катана Правды

Катека угрюмо посмотрел по сторонам. Юнихара по левое и Мидзо по правое плечо. Верные друзья. Умелые бойцы. Воины одного клана. Остро заточенные самурайские катаны мирно покоятся в ножнах, но не ровен час, покинут их и насладятся кровью врагов.
Одежда с виду простая, шаровары, рубаха, и кожаные браслеты, с вшитыми внутрь металлическими вкладышами, и тонкие пластинки, защищающие кисть от повреждений. При хорошей реакции можно попытаться, отбить ими меч противника. Поверх накинут балахон с широкими рукавами. В бою рукава не мешают, рука ходит свободно.
Время идет, еще немного и будет бой. Мирную лесную землю скоро орошат кровью убитые. Катека в задумчивости постучал пальцами по рукояти меча. Бой продлится от силы минуты две. Поскорей бы. Дома ждет жена, и маленький сынишка. Прочь мысли, в битве голова должна быть пуста.
Послышался топот множество ног. Троица синхронно схватилась за рукояти катан. На поляну вышли люди в тяжелых доспехах.
- Кто вы такие? - крикнул командир отряда.
- Воины клана Хироко. - постно ответил Катека и вытащил катану, чуть отстав от товарищей.
- Нет такого кла: - недоговорил командир, голова упала на землю. Катека ошибался, битва продолжится ровно минуту. Всего полсотни бойцов, против их троих, это курам на смех.
Взмах мечом и доспех раскрылся, показывая глубокую рану в животе. 'Катана налево, защита от палаша, плашмя, острие в горло, поворот, удар по ребрам, справа поймать лезвие на браслет, отбросить, ткнуть острием' - просчитывались действия в его голове. Главное, холодная голова, чтобы знать что делать сейчас и что делать потом. 'Пригнуться, полоснуть по ногам, кувырок туловищем, ногой по лицу, острием в сердце'.
Натренированное тело четко повторяло действия. А острейшая катан рассекала доспех, так же легко, как рассекает воздух. Шаг вправо, уворачиваясь от удара копьем, ткнуть ниже пояса и резко провести вверх до головы. Черт кровь попала в глаз, смахнуть нет времени, хоть секунды и текут как густой клей. Резко ткнул острием, влево целясь в лицо врагу. Лезвие попало в глаз и прошло через мозг. От резкого движения рукав рванулся вперед, смахнув кровь с глаза. Следующим движением скрестил меч с дайкатаной, оттолкнул, повернувшись рубанул с плеча по шее, поворот обратно, удар. Дайкотана летит ввысь. Со злостью опускает меч на голову противника. Потратил из-за ублюдка три секунды. Лезвие прорубает череп, горло, грудную клетку, мышцы живота, и чуть ниже пояса, описав дугу внутри человека, выходит, раскрывая доспех как раковину.
Опять взмах, из тоненькой полоски между доспехов брызжет кровь. Налево, взмах, косой порез и человек падает мертвым, а меч, что только что побывал в теле, уже вложен в ножны.
Дыхание даже не сбилось. Скольких он убил? Какая разница? Задание выполнено. Еще одна небольшая победа маленького клана Хироко. Юнихара и Мидзо уже стоят с вложенными катанами. У Мидзо на рубахе красное пятно, постоянно увеличивается.
- Мидзо! Опять забываешь про левый бок! - зло прокричал Катека. Мидзо виновато потупился.
- Задание выполнено - напомнил Юнихара, - надо доложить господину.

***

- Папа! - раздался звонкий мальчишеский голос, - папа, подожди. Не уходи далеко, я боюсь темноты!
Малыш бежал сквозь заросли. Ночный лес не был помехой между отцом и сыном.
Катека улыбнулся, подхватил на руки маленького сына.
- Нечего боятся папа рядом.
Малыш радостно улыбнулся но, посмотрев по сторонам, скривил губки.
- Но ты опять уйдешь, а вокруг ночь. Что мне делать, когда тебя нет дома?
- Защищай маму. И никогда не бойся темноты. Тогда ты вырастишь смелым, сильным воином.
Катека опустил мальчонку на землю. Посмотрел на свои руки. Эти руки купаются каждый день в крови. И этими руками он касается своего сокровища. Его нежного тельца. Челюсти сами собой стиснулись. Это все ради его будущего. Это ради мирной жизни в его будущем. Это ради сына.
- Пап, а почему ночью так страшно? - обеспокоено спросил сын.
- Глупенький, ночь совсем не страшная. Ты еще слишком мал, что бы понять ее хорошую сторону, - решил Катека.
- Чего тут хорошего? Темно! Ничего не видно, никого рядом, да еще кто- то в траве шебуршится! Ай! - не выдержал мальчонка.
На него прыгнула лягушка. Чудом, спасшись от чудовища, юный воин посмотрел на папу.
- Прежде всего, не бойся ее. Ночью, все, так же как и днем. Только намного спокойнее. Днем все мельтешат, куда-то спешат по делам. Слишком много всех. А ночью можно отдохнуть, спокойно обдумать в одиночестве. Ночь прекрасна и умиротворенна.
- Да уж, умирот: умират: мирно, как же! Когда тут всякая гадость, - негодовал малыш, переступая с ноги на ногу, давая дорогу 'всяким гадам'.
- Эх, малыш, - вздохнул Катека и потрепал сына по голове, - много ты еще не знаешь.
'Он не знает ни про кланы ниндзя, что устраивают ночами кровавую резню, он не знает про хищных животных, охотившихся ночью. И он не знает о прекрасных звездах, которые так и манят к себя, очищаю душу от переживаний, и успокаивая нервный мозг. Пусть пока эта изнанка ночи не будет ему известна. За это я борюсь'
- Сынок, а не мама ли нам светит издалека? - сменил тему Катека.
И, правда, совсем близко виднелся огонек. Мама стояла со свечкой и обеспокоено поглядывала по сторонам. Завидев своих мужчин, лицо смягчилось. Морщинки разгладились, тревога медленно покидала ее тело.
- Ну, где же вы пропадали озорники! - мягко укорила мать, глядя в глаза Катеке. - Я уж совсем изнервничалась.
- Папа мне про ночь и ночных зверей рассказывал - похвастался сынок.
-Ну молодцы, давайте в дом еда стынет, - весело позвала мама.
Однако от ее взгляда не укрылась вторая катана, воткнутая в пояс мужа. Катека владел обеими руками, но дрался лишь одним мечом. А самурайской моде он никогда не подрожал. Значит, опять обучал сына бою на мечах.

***

Маленький клан Хироко возглавлял седовласый старец Коми. В клане насчитывалось лишь три воина. Катека - мастер меча, бывший наемник, Юнихара - мечник из армии императора, и Мидзо - о его прошлом ничего неизвестно.
В тот день Коми созвал всех воинов.
- Деревня Куриява благодарит вас за спасение. Благодарность выражается в десяти золотых монетах. Таким образом, мы спасли деревню от грабежа и заработали немного денег для нашего клана справедливости.
Воины внимательно слушали старца сидя в позе лотоса. Совсем близко раздавался шум прибоя. Маленький штаб клана находился на скалистом берегу и представлял собой простой двухэтажный дом.
Коми, закончив говорить, оглядел воинов. Кажется все смотрят в никуда, но он уж точно знает, что внимание приковано к его катане. Катане Правды. Благодаря этому оружию образовался клан Хироко, в их кругу так же называемый кланом справедливости. Необыкновенное оружие наделяет владельца ничем не сравнимой силой.
Коми уже стар. Он и сам понимал, что катану пора передавать, что бы клан продолжил жить. Необязательно под тем же именем. Главное что бы это был клан справедливости.
Вздохнув, Коми снял катану с пояса и положил перед воинами.
- Катана Правды, - произнес старик - достанется лишь одному из вас. Глаза воинов загорелись жадным огоньком.
- Подлейшему из подлых, - закончил Коми.
Огоньки в глазах Катеки сменись на огонь ярости.
- Мы воина клана справедливости, отдадим Катану Правды подлецу? - возмутился мастер меча.
- Увы подлейшим из подлых должен стать один из вас, -грустно ответил старик, - в своё время, я заплатил за этот меч страшную цену. - его лицо исказилось, как будто кто-то разворотил старую рану.
- Но почему? - поддержал друга Юнихара.
- Меч правды в руках хорошего человека, не более чем просто заточенная палка. А в руках подлеца, он превращается оружие поражающе мощи. Это страшное оружие, но оно нужно этому миру, ради справедливости. Такова дорога нашего клана.
- Никогда, - сказал Катека и встал, - я приду, когда вы господин передумаете. Если же такого не будет, то я ухожу из клана. Катека поклонился и вышел.
- Что скажешь ты Юнихара? - обратился старец к мечнику.
- Я не люблю принимать быстрых решений. Я подумаю и дам ответ завтра. Юнихара поклонился и побежал догонять старого друга.
- Мидзо? Хоть ты меня понимаешь?
- Господин я дам ответ завтра, - ответил Мидзо и, забыв поклониться, побежал вдогонку.

***

Катана Правды достанется подлейшему из подлых. Проносилось в голове Мидзо, когда он шел по ночному лесу. Меч правосудия в руках ублюдка. Нет, я не за что на это не пойду. Стать подлецом предав друзей и все чему ты верил? Сказочная Катана Правды, превратилась в его воображении, в ржавую клюку. Последую примеру Катеки. Хотя ведь Катана Правды нужна миру. Она вершит справедливость. Она должна быть. Без нее не будет справедливости и не будет нашего клана.
Дрожащими руками он схватился за рукоять катаны.
Глаза обезумели от идеи пришедшей в голову. 'Подлейшему из подлых' говоришь старик? Ноги сами понесли к дому Юнихары.
***
Тревога подгоняла Катеку. Он бежал к Юнихаре. Что бы могло случиться? Старик не в состоянии убить наемника, от любого бойца Юнихара легко отобьется. Но что тогда заставило его переживать за друга? Вдалеке виднелись отблески костра. Катека прибавил скорости. Дом Юнихары горел. Сам Юнихара лежал невдалеке с проткнутым горлом. Рядом сидя на коленях, рыдал Мидзо.
- Мидзо! Кто это сделал Мидзо? - в ярости кричал Катека, - Мидзо, да ответь же:
Катека увидел окровавленный меч в руках Мидзо.
- Мидзо, почему у тебя меч в крови?
Мидзо прекратил рыдать. Широким рукавом утер лицо, крепче сжал рукоять катаны. Поднялся.
Катека увидел полные безумия глаза.
- Мидз:
В следующие мнгновение Катека ели успел, выхватить катану, чтоб отбить удар.
- Так надо Катека. Так надо, - проговорил Мидзо не своим голосом, скорее убеждая себя чем бывшего друга, - Катана Правды будет моей. Еще один удар. Мидзо не останавливался. Катека все еще не веря, с трудом блокировал клинок.
- Я буду подлейшим из подлых, - прокричал Мидзо и ударил наискось, намереваясь закончить бой.
В этот момент Катека принял правду и крепко сжал катану. Подлейшему из подлых говоришь старик? Так вот какую цену ты заплатил за этот меч! Нет такого не должно быть. Отомстить за друга, остановить этого безумца, вот его задача. Косой удар Мидзо, пришелся на браслет, клинок отскочил, оставив на коже порез.
Катека перешел в наступление. Удар по ногам и, описав дугу, взмах на уровне шеи. Мидзо, ловко принял удар сначала на меч, потом на браслет. Быстрый удар наискось, пришелся на подставленный меч. Клинки скрестились. Противники заглянули друг другу в глаза.
- Меч это всего лишь инструмент, пойми Мидзо! Правосудие Вершит Человек, а не железка в его руке. Если даже мы потеряем Катану Правды, мы останемся кланом справедливости.
Мидзо засомневался. Катека воспользовавшись этим, крутанулся и замахнулся, но остановил лезвие перед соприкосновением с кожей.
- Опять забываешь про защиту левого плеча, - горько сказал Катека, - Юнихару не вернуть, и я не хочу терять последнего друга.
Катека убрал меч в ножны и скрылся в лесу.

***
-Папа! Я тебя нашел! Смотри, я не боюсь темноты! - прокричал сынишка.
- Глупый, ты, что здесь делаешь? Быстро домой! Кто тебе разрешил ночью выходить?
-Папа, но я больше не боюсь ночь!
- Ах ты мой маленький, - обнял малыша Катека. Из глаз так и хотели вырваться слезы.
- Пап, пошли домой! Я тебя так долго искал, что забыл дорогу назад. Пап пошли.
Катека молчал.
- Пап? Пап! ПАПА!
Из груди отца высунулся острый кончик катаны. Рядом раздалось истерическое:
-Подлейшим из подлых!
Лезвие резко вышло назад. Катека упал на спину.
- Звезды, красивые звезды, - последние слова слетели с холодных губ.

***
Меч вложен в ножны. Лицо мечника меньше всего походит на человеческое. Заостренные скулы, искривленный рот, судорожные всхлипы, соленые ручьи вдоль щек. И в голове одна лишь мысль - 'Меч Мой'. В ночном лесу никто не видел той безграничной боли, на которую обрек себя Мидзо. Слезы и сдавленные всхлипы не могли заставить ее утихнть. Лишь маленький мальчик, прячась в кустах, с ненавистью смотрел на спину воина. И повторял:
- Я найду тебя подлейший из подлых. Не сейчас, но справедливость настанет.

***

1582 году малоизвестный клан Хироко переименовал себя в клан Фудзивара, известный так же как, клан подлейших из подлых. Кланом правил Мидзо Хироеки.

***
2. Безымянный Меч
Три самых лучших воина клана Фудзивара сидели сейчас перед господином Мидзо. Все знали, что настал этот момент. Момент, когда сменится лидер и самое главное, сменится обладатель Катаны Правды.
Мидзо устало разглядывал лучших. Очень молоды, совсем как он в тот день. Смотрят жадно на меч. Ничего они еще не знают. Не знают, что это такое - Катана Правды.
Увы сейчас узнают темную изнанку легендарного меча.
- Пришло время передать одному из вас, это оружие, - грустно начал Мидзо, кладя катану перед воинами, - ее получит лишь один из вас. Уши ловят каждое слово. Как и он в тот день. Мидзо помнил, что надо сделать паузу.
- Самый подлый из всех подлых, - закончил он и с интересом посмотрел на лица воинов. Кажется Саку, Рени и Нори.
Вместо гневных возгласов, Мидзо услышал лишь краткое:
- Почему?
И все? Клан справедливости? Почти не удивились! Им просто нужно знать причину? Что же.
Мидзо не спеша, рассказал им все слово в слово, как говорил господин Коми.
Тишина. Они согласны с этим? Что же мне лучше.
- Почему? - резко нарушая тишину, повторил Саку.
- Что? - не понял Мидзо.
- Почему Катана Правды, должна попасть в руки ублюдку? Почему не дать ее достойному воину? Это же всего лишь меч! Справедливость вершит человек, а не острозаточенная палка! - со спокойным лицом спросил Саку.
- Катана Правды не какая-то заточенная палка. Это мощь! Это мощь нашего клана! Это оружие справедливости, - сдерживая эмоции, процедил Мидзо. Почему-то эти слова вызвали острую боль. Как будто он слышал их раньше.
- Оружие справедливости - человек! - повысил голос Саку и схватился за рукоять меча.
Эти слова! Это же говорил Катека! Друг, которого я убил. И Юнихара, он обучал меня мастерству!
Мозг взорвался эмоциями. В ушах звенело 'Справедливость, Подлейший, Человек'. Мидзо упал на спину и, зажав уши руками, катался по полу.
- Забери ее, забери пожалуйста! Избавь меня от нее! Эта боль! Катека! Юнихара! Я не хотел! Старый Коми, ублюдок! Я не хотел! Забирай Катану!
Саку поднял легендарное оружие, наклонился к господину. И шепнул пару слов.
Мидзо успокоился, растянулся на полу.
- Уходите, - сказал он Рени и Нори.
Воины вышли, следом выбежал Саку. Мидзо лежал на полу. В голове звучал шепот Саку: 'Папа на вас простил'.

***
Угрюмый ночной лес. Небольшая насыпь, чуть дальше кривые палки, связанные крест накрест. Яркая луна освещала одинокую могилу.
Из тьмы вышел Саку. Он уже не помнил, когда последний раз посещал могилу. Подойдя, ближе он склонился на одно колено.
- Я уже не боюсь ночи папа. Она теперь мой спутник. Я узнал, то чего ты так не хотел, чтоб я знал. Я знаю про ночных хищников, и про войны кланов. Да я узнал эту изнанку ночи. А еще узнал про звезды. Ты прав, они прекрасны. Теперь я понял ночь. Спасибо папа.
Мидзо вытащил из-за пояса катану. И положил на могилу.
- Тебя посчитали предателям клана, и похоронили без меча, - твердым голосом сказал Саку, - Прими эту катану. Просто Катана.
Саку поднялся.
- Я выполнил свой долг папа. Катана Правды у меня. Однако я знаю, что это всего лишь железка. Справедливость буду вершить я. Катана правды, навсегда должна пропасть из этого мира. Я беру ее, что бы вершить справедливость, но никто не узнает, истинное имя этого оружия. Может быть катана и бессильна в моих руках, но не бессилен я. Запихну изнанку меча обратно вовнутрь. Отныне этот меч будет без имени. Саку поклонился и скрылся в ночи.

***
Поздняя ночь. Как она прекрасна! Сияние звезд. Катана в ножнах. Близкий бой. Вот что ожидает его ночью. Отряд уже близко. Рука сама легла на рукоять. Показались первые солдаты. Катана со свистом покинула ножны и Саку рванулся в бой.
Удар по шее, кувырок, острие в живот, резкий поворот, взмах, лезвие прошло до позвоночника, отрубив руку. Взмах наверх, освобождая клинок и прорубая череп солдата. Резко вниз, блок, еще блок. Принял удар на клинок, сам ударил рукой. Меч резко назад, лезвие просадило доспех и мягкое тело. Взмах, клинок свободен, как свободны и две половинки туловища. Удар по шее, голова упала на траву. Принять удар на браслет, ответить косым ударом по груди. Саку двигался легко и быстро. Удары отбивал четко и не замедлял с ответом. Рубил, когда руки, когда головы, он даже успевал уходить от брызг крови. Меч легко протыкал доспех и погружался в мягкую плоть.
Скольких убил, он не знал. Многих? Нет. Множество? Больше. И лишь один хриплый голос выдавил, выплевывая кровь:
- Кто ты?
- Справедливость, - ответил не надеясь, что услышат.
Деревня спасена от посягательств соседа. И не нужно золото. Благодарность ценнее.
Изнанка катаны Правды, скрыта.
А люди спят и не увидят изнанку ночи. Уж я об этом позабочусь.

***
1597 году легендарная Катана Правды бесследно исчезла. Ее бывший владелец Мидзо Хироеки покончил с жизнью, совершив Сиппуку. Через три года установился режим Току-гава и в Японии воцарился мир. Ходили слухи, что их предводитель Ясу Току-гава не раз обращался за помощью к таинственному мечнику. История сохранила лишь обрывки его имени - Сику Безымянный. О его происхождении ничего не известно. Так же как и о его мече, рассекающем любые доспехи.

Винт.

Этот комментарий, я, пожалуй, посвящу исключительно техническим вопросам, так сказать, соответствию реалиям художественной стороны. Дело в том, что давно я не видел таких явных и коробящих ляпов в тексте, претендующем (пусть с приставкой псевдо) на определенный уровень достоверности.

Вымачивание в яде словосочетаний типа: 'прекрасной ночи' и 'нервного мозга' будет возможно только после технической шлифовки рассказа. Хотя тут не шлифовкой нужно заниматься, тут нужно матчасть изучать.

Значит, Катека. Строго говоря, фонетика такого имени мне вообще представляется сомнительной: очень странное сочетание с учетом японской речи, правильнее было бы - Катеку или даже Катецу, но ладно, суть в другом. Несколько раз углублялся я в чтение рассказки и так и не решил для себя однозначно: этот Катека со товарищи - кто по профессии? Вариантов, исходя из их модели поведения не так уж много - либо ронины - самураи без хозяина, либо - ниндзя клана Хироко. Но сомневаться над обоими версиями можно долго.

*Воины клана Хироко. - постно ответил Катека* - приветствие противника перед боем - характерная особенность самураев.

Также: *В клане насчитывалось лишь три воина. Катека - мастер меча, бывший наемник, Юнихара - мечник из армии императора, и Мидзо - о его прошлом ничего неизвестно* К версии ронинов близко - изгои
регулярных армий, отверженные.

Однако, никаких таких 'кланов' у самураев не было и быть не могло, самурай - это воинское сословие, дворянин. Непосредственный его начальник - сёгун, верховный властитель - даймё, удельный князь.
Самурай - это не что-то вроде 'нового русского', это должность. А кланы - прерогатива воинов-теней - ниндзя.

Но само понятие клана - это понятие семейственности. Шайка разбойников и вольных стрелков, называйся они хоть кланом справедливости, хоть кланом подлейших из подлых, еще не есть клан - это всего лишь шайка разбойников. 'Принять' в клан могли только по праву родства, и никак иначе. Точно также не могли принять неофита с улицы в индуистскую касту - это противоречило бы самими принципам ее существования.

Таким образом, 'клан' состоящий из трех человек, семьи которых вообще не имеют отношения к происходящему, да и сами участники клана знают друг друга, скажем так, не очень хорошо - что-
то из раздела оксюморонов.

И все-таки сбрасывать со счетов ниндзя тоже не приходится: *он не знает ни про кланы ниндзя, что устраивают ночами кровавую резню, он не знает про хищных животных, охотившихся ночью*, плюс
смутная история о Саку Безымянном под конец. В этом случае ситуация еще печальнее.

Работа ниндзя - это работа диверсанта. Основной девиз - целесообразность. Еще раз - целесообразность. Если кто не понял - целесообразность. Все, что мешало целесообразности и выполнению конкретно поставленной задачи отсекалось как ненужное. Любые операции ниндзя продумали днями и неделями, до долей секунд каждого действия, потому как любой сдвиг в намеченном плане - это неопределенность, а любая неопределенность - уже провал операции.

Разумеется, никому из них и в голову бы не пришло называть имя своего клана врагу. Разумеется, никто и не подумал бы вылезать перед многочисленным отрядом врагов на открытое пространство - у врагов есть луки между прочим, а уровень владения самураями стрелковым оружием, по меньшей мере, заслуживает внимания, врагов тупо больше; в конце концов - в этом нет выделяемой жирным шрифтом целесообразности. Кстати, стоит заметить, что в открытом бою с самураем у ниндзя практически не было шансов, учили их не тому, уровень подготовки был различным, другое дело, что нормальный ниндзя и не подумал бы действовать в бою открытом, не только втроем на полсотни, но и один на один. Честь - это категорический императив самурая, но пустой звук для воина-тени. Собственно, именно за ведение 'подлого боя' самураи их и ненавидели...

Вообще, на будущее, рекомендую оставить боевки с подобным соотношением сторон Никитину - он в этом огороде чувствует себя не в пример увереннее. Что до детального описания самих боевок, то ее наличие представляется мне столь же необходимым для формирования рассказа как и описание работы компа с заставкой виндоса, поключением модема и так далее. Или, допустим, будней шофера-дальнобойщика, где долго раскрывается процесс поворачивания ключа в замке зажигания, выжимание сцепления и переключение скорости. Однако и здесь нужно остановиться на технике.

Откуда взялось это упорное отражение ударов катаны наручами, только диву даюсь. Такого нет не только в кэн-до, но и вообще ни в одном восточном воинском искусстве. По очень простой причине - задержать удар катаны можно ломом, можно другой катаной (правда на что она после этого станет годна), но никак не 'тонкими пластинками, защищающими кисть от повреждений'. Воткнутая в дно ручья катана рассекала плывущий по течению лист. Другое дело, что продвинутые, если можно так сказать, самураи, предпочитали катану недотачивать, считая, что убивать должно мастерство, а не железо. Но в любом
случае, защитить от удара катаны не могли и цельные доспехи, не говоря о наручах. Если быть справедливым до конца, существовала некоторая техника блокирования катаны с помощью сюко - металлических когтей, предназначенных для взбирания на стены, однако техника эта была больше принципиальной, чем применяемой на практике, да и то, возможной лишь на начальной стадии движения меча, в замахе.

Собственно, на описании различий самого самурайского меча - катаны и меча ниндзя - ниндзя-кэна, также следует остановиться. В отличие от катаны ниндзя-кэн намного короче и прямой: не больше 60 сантиметров против метра у катаны. И это опять-таки - следствие целесообразности, удобства и необходимости маскировки оружия. Кроме того, ниндзя-кэн практически всегда делался полым внутри рукояти - для хранения палочек-сюрикенов, секретных документов, ядовитых порошков. Прямое же лезвие легко закамуфлировать под посох, чему помогали соответствующие ножны, используемые также в роли духовой трубки для дыхания под водой и метания ядовитых игл. Однако помимо меча ниндзя таскали с собой гору холодного оружия, и меч, занимал там отнюдь не первое место. Культ меча - прерогатива самурая.

Кстати, насчет 'втыкания меча в пояс' - это лучше оставить Бармалею. То же самое и относительно ношения меча за спиной - меч там оказывался только в том случае, если мешал при перемещении по-
пластунски, в остальное время его подвешивали сбоку - так быстрее выхватывать.
Продолжая про боевую сцену. Помимо катан свирепая троица отбивает удары мечей, палашей и дайкотан. Мечей как таковых в Японии существовало два вида: катана и вакидзаси - более короткий самурайский меч. Дайкатана, я так понял, призвана разнообразить действие и вытащена из игровых рпгшных запасников. Дай - это глагол, 'смертельный' в ближайшем переводе. Таким образом - смертельная катана. Однако, с учетом всех обстоятельств - катана вообще смертельная штука и уточнять это лишний раз не стоит. Что касается палаша, то это весьма конкретное оружие, а не еще одно обозначение меча, и в Японии, тем более у самураев никаких палашей быть не могло. Ими и в Европе то порой брезговали, считая мясницким оружием. Кроме того, выходить с палашом против катаны по эффективности примерно то же самое, что с самострелом против пистолета.

Еще в боевой сцене порадовали удары по ногам и ногами. Первые лишний раз заставили задуматься над отнесением Катеки и других к ниндзя: удары по ногам или 'ниже пояса' - для самураев удары позорные и никогда не применяемые. Что касается ударов типа ногой в лицо, то следует заметить, что в средневековом дзю-дзюцу ударов ногами не существовало в принципе, в лучшем случае могли бить ногами в корпус, но никак не выше. Здесь же можно засомневаться и в наличии у воинов 'балахонов с длинными рукавами', которые в бою не мешают, а позволяют руке ходить свободно. Очень странно, что такая замечательная экипировка в настоящее время не применяется не только спецслужбами, но и простыми ЧОПовцами. Не понимают видимо армейские дизайнеры, что широкие рукава у балахонов не мешают в бою.

(рецензия не закончена)

(с)Владислав Виноградов


Что повелитель обещал, того три года ждут.
Световых.
 
Форум » Литература » Конюшня Винта 2 » Рецензии на конкурсные рассказы (ЛВ-16 Тема: Изнанка ночи)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: