Приветствую Вас, товарисч чел :)
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Литература » Конюшня Винта 2 » Красочность и здравый смысл
Красочность и здравый смысл
СветланаДата: Среда, 27.05.2009, 11:44 | Сообщение # 1
узурпатор
Группа: Повелители
Сообщений: 4611
Награды: 2
Статус: нет
Первая Дуэлитера на ОР между Знаком и Максом Керном вызвала пристальные взгляды, веселье дам, ироничные оценки и шутливые реплики. Винт тогда, помнится, слегка хандрил и проехался на танке по базарной площади, сверкающей полировкой припаркованных экипажей. Выцеливая в перекрестье такую неистребимую добычу, как литературный штамп.:)
Тат.

http://nikitin.wm.ru/cgi/forum2/message.pl?
chain=1173639670&id=1173639670

Бытовуха

Три коротких звонка, один длинный пауза: три коротких: Наконец, изнутри грохнула щеколда и дверь распахнулась.
- Васька! Ну чего ты опять припёрся! Чего тебе надо! Сил моих никаких уже нет! - гнев исказил лицо миловидной молодой женщины.
- Лера, я так по тебе соскучился. Я же люблю тебя больше всех на свете, - белобрысый среднего роста мужичонка мнётся на пороге.
В руке подрагивает огромный букет роз. Вот: твои любимые:
- Я же говорила тебе уже сколько раз! Уйди! Отстань от меня! И пьяный пришёл опять!
- Это ж я для смелости, решиться всё не мог!
- И правильно не мог! Нечего здесь делать! Цветы брать не буду! Иди поставь их сам в вазу, жалко их: И уходи!
- Лерка, кто там прищёль? Из соседней комнаты донёсся уверенный недовольный голос с лёгким кавказским акцентом.
- Кто это там? - ошарашено выдавил мужичок.
- А чё это вы тут делаете! - ядовито поддразнила женщина. - Ты что идиот? Проходи, чего уж теперь: ставь цветы и убирайся!
Мужичок, путаясь в шнурках снял ботинки и, как сомнамбула прошёл в комнату. На диване вальяжно развалился рослый мужчина в майке, орлиный нос явно говорил о принадлежности к сынам гор. Небрежно щёлкнул пультом, выключая телевизор. Встал.
- Ти кто такой? А! Муж! Пощёль вон отсюда муж! - женщина подошла и обняла его руку, прижалась щекой толстой волосатой руке. Вася отвесил челюсть, посмотрели сквозь кавказца. Голос задрожал, затрясся букет в руке, глаза наполнились слезами.
- Лера... Как же это...
- А вот так! Я нашла настоящего мужчину, не чета тебе! Конечно квартира твоя, но у тебя ещё есть, я здесь прописана и имею право...
Мужичок сполз вдоль косяка, рубашка нелепо задралась. Присел на корточки, по щекам побежали слёзы. Букет вывалился из враз ослабевших пальцев.
- Ты полюбила другого: Что ж теперь...
- Эй, ти что не слышал? Вали отсюда чмо! - кавказец угрожающе сжал кулаки и надвинулся как высокая скала.
Мужичонка сидел, возле стены и словно не слыша, всё бормотал:
- Лера, как же это: а как же: Чурбан какой-то...
- Что было, то прошло! - отрезала женщина. - Ты понял! Осталось в прошлом! Теперь я нашла настоящую любовь! То, что было с тобой - баловство! - кавказец пнул в плечо сидящего мужичка, тот кувырком отлетел к телевизору.
- Не нужно, Джохар! Пусть идёт себе, плачется зеркалу со стаканом! А ведь поначалу не пил совершенно! Я и не знала, что он такой пьяница!
- Ти что козёль не поняль? - голова мужичка дёрнулась от сокрушительного подзатыльника:
- Лера, как ты могла так... предать... - ещё пинок.
- Слющай! Мине, что его на руки взят и с лестнице вибросит? Гавари!
- Ой, да делай с ним что хочешь! - отмахнулась женщина с лёгкой жалостью, гордостью и неподдельным интересом наблюдающая за процессом.
Кавказец сгрёб плачущего мужичка, поднял за грудки и поволок к дверям. Тот вдруг вяло начал сопротивляться, словно только заметил манипуляции над собой:
- Ты куда это... чего это... - руки ноги растопырил, как ивашка, не желающий лезть в печку бабы яги. Вспыхнувший, кавказец рывками волок его к дверям, резко врубил коленом в пах. Мужичок застонал, и кулем свалился на пол, скрючившись, как замёрзший эмбрион.
- Эй, ти, баран! Сейчас я тибе пинать буду! Ти катиться будешь до двери. Лучше сам ходи отсюда! Нэ понял? Что нэ понял? - не понимание сопровождается пинками по рёбрам.
- Я у себя дома... - просипел мужичонка.
- Эй, ти чумо! Какой твой дом! Забудь козёль! Пошёль вон отсюда!
- Я на своей земле...
- Я ипат хотель твою землю, и фсех женщин ипат, весь твой рот чмошный!
- Чего?!!! Ты чего падла сказал!!! Избитого мужичонку пружиной подбросило с пола. Он вдруг резко влепил опешившему кавказцу сухонький кулачок в нос. На пол брызнула кровь.
- Зарейжу, - закричал Джохар, метнувшись к дивану.
- Ты что-то, там говорил? - в мужичке вдруг появилась жизнь. Только, что он походил на сдувшийся воздушный шарик, и вот вдруг выпрямился.
Щёки слегка покраснели, в глазах сверкнула злость. А кавказец уже выхватил из за диванной спинки изящную финку.
- Всё! Сейчас буду тебя рейзат! Чик-чик! - два широких взмаха на уровне живота, переброс финки из руки в руку. Кровь продолжала капать из носа, несколько портя впечатление.
- Чик-чик... чирикать сперва научись, попрыгун, потом перья распускай! - лицо мужичка вдруг закаменело, и кривая усмешка прочертила лицо.
- Ребята! Ребята не надо! - вдруг завопила Лера, - вы чего?! Нельзя так!
- Мальчи! Уйди! - хором рявкнули мужчины. Леру унесло на кухню.
- Сейчас я тибе:, - уверенности в голосе кавказца поубавилось, злости добавилось.
- Что ты там ипал, говно!? - зарычал мужичок, растопырил пальцы и отшвырнул журнальный столик. Тот кувыркнулся пару раз в воздухе и рассыпался ударившись в стену. По комнате веером разлетелись розы.
Вася сопроводил взглядом, лицо налилось кровью. Веки набрякли и на белках глаз появились красные прожилки. Он медленно, заторможено, достал из кармана внушительный складник и отогнул лезвие. Лицо
превратилось в трагическую гримасу, словно у повзрослевшего, понявшего жизнь Пьеро.
- Зарейжу! - кавказец пригнулся, ловко махнул пару раз горизонтально и вертикально, как бы перекрестив напоследок. Оскалился. Мужичок неловко зажал побелевшими пальцами нож лезвием вниз. Поднял руку, и двинулся вперёд. Нож коряво торчит из кулака, словно ненужная зазубрина.
Кавказец пригнулся, растопырил руки и скользнул вперёд. Лезвие финки свистнуло рядом с телом мужичка. Тот словно не замечая, заторможено шагнул вперёд и ахнул ножом сверху вниз, словно коля полено топором.
Кавказец захохотал легко отстранившись.
- Джо! Не надо! - Вновь закричала Лера выглядывая с кухни. Джохар усмехнувшись толкнул дверь ногой, и щёлкнул задвижкой. - Сыди там, женщина! - Василий нелепо примерялся ножом словно прицеливаясь. Лицо приобрело уже фиолетовый оттенок. Словно не видя, что делает, ещё и ещё раз механически и бестолково попытался клюнуть остриём кавказца.
- Э ти! Джигит! В носу научись сперва ковыряться, потом ножик бери! - Джохар вновь ловко скользнул в сторону, широко взмахнул рукой, опять едва не чиркнув по выбившейся из штанов белой рубашке. Мужичок бестолково шагает по розам. Они вонзаются шипами в ступни, но тот вроде и не замечает их. Кавказец с недоумением смотрит на волочащиеся за ним стебли.
- Уйди, или умрёшь, - почти прошептал мужичок. Он двигается еле еле, лицо уже стало свекольного цвета словно в него перелила вся кровь из тела.
- Ти мине достал придурок! - кавказец шмыгнул вперёд и резким росчерком финки полоснул мужичка кончиком лезвия по плечу. Тот остановился, словно наткнувшись на стену. Резко побледнел. На рубашке
появилось небольшое пятнышко крови.
- Теперь вали отсюда! - грозно закричал кавказец, вот-вот затопает ногами. И ещё раз легонько чиркнул по другому плечу. Мужичок же словно проснулся. Глядя на кавказца, так же перебросил нож из руки в руку, и вдруг сделал резкий выпад, словно хотел насадить врага на шпагу.
Джохар ловко скользнул в сторону и полоснул сверху вниз по этой руке.
Кровь струйками льётся по плечам, с руки вовсе брызнула на пол.
Кавказец посерьёзнел. Последним движением, если бы не успел отскочить, нож вошёл бы по рукоятку.
- Тибе что? Мало крови? Сейчас совисем сдохнешь! Говорю тибе вали отсюда! - кавказец крутнул ножём и вдруг низко присев чиркнул по бедру, разрезав штанину и зацепив кожу. Однако мужичок не отшатнулся, напротив прыгнул прямо на нож и опять широко сверху попытался вогнать лезвие в загривок. Кавказец вновь уклонился, вдобавок чиркнув по другому бедру. Но теперь у него в глазах дёрнулся явный страх.
Мужичок ругнулся сквозь зубы, и вдруг пошёл гвоздить ножом, как взбесившаяся мельница, нисколько не заботясь о защите. Белая рубаха стала красно полосатой. Из многочисленных порезов льётся кровь. Однако каждая рана и царапина словно подстёгивают, ускоряют движения.
- Убью сука! - наконец заорал он громко и злобно. И кавказец пропустил удар. Перочинный нож звучно чавкнул по шее. Джохар ещё старался отпрыгнуть, отшатнуться от страшного лезвия. Откинулся назад. Перерезанные мышцы не удержали, и голова запрокинулась уставившись в стену за спиной. Первый удар оказался и последним. Фонтан крови из перерезанных артерий ударил в потолок. Второй плеснул как из брандспойта через всю комнату. Тело медленно заваливается на диван; в такт ещё бьющемуся сердцу по комнате расплёскиваются красные ручьи.
Перехваченное горло сипло булькает задыхающимися лёгкими. Диван жалобно скрипнул и отпружинил, словно не желая принимать страшную ношу. Тело подпрыгнуло, грохнулось на пол. Правая нога вдруг часто часто задёргалась, будто пытаясь убежать от умирающего...
Василий вошёл на кухню. Страшный, окровавленный. Лера забилась в уголок и тихонько завыла, что-то там инстинктивно поняв. Тот снял рубашку, открыв изрезанное тело. Включил газ, нагрел нож и приложил к самой кровоточащей ранке. Поморщился. Кровь зашипела и свернулась. Невпопад сказал.
- С восьмым марта хотел поздравить... помириться...
Женщина словно очнулась поползла вдоль стенки спиной, не спуская растопыренных глаз с окровавленного незнакомца, невозмутимо прижигающего раны. Заглянула в комнату и вдруг коротко взвизгнула прижав кулачки к лицу. Визг оборвался, она затопталась на месте то смотря на трепещущий ещё труп, то на Василия.
- Ну, что визжишь? Звони ноль-два...



Что повелитель обещал, того три года ждут.
Световых.
 
СветланаДата: Среда, 27.05.2009, 11:48 | Сообщение # 2
узурпатор
Группа: Повелители
Сообщений: 4611
Награды: 2
Статус: нет
****
Знаку. Некоторые замечания.

*Три коротких звонка, один длинный пауза: три коротких*

Вот это, с самого начала - зачем?
'Не по меньшевистски размазано, а четко: Петрову пять долгих, семь коротких'. Ладно, это для коммуналки писалось, там понятно, а в квартире (что дальше по тексту и следует) для чего такие шифры?
Если этот прием призван показать, что гость пьян, весел и готов на подвиги, то вовсе необязательно делать такой акцент на количестве звонков и пауз.

*Наконец, изнутри грохнула щеколда и дверь распахнулась*

Почему 'наконец'? Он что, после авторского описания так и продолжал фигачить сериями из трех коротких, одного длинного? Если нет, то удлиняющий временной промежуток 'наконец' неуместен, не успел еще зритель для 'наконец' подготовиться.
Щеколда грохнула... А швабра не грюкнула? Которой дверь подпирают? Что ж Вы на английский замок для героев не расщедрились?
Дверь распахнулась. Скажите, Вы всегда открываете дверь нараспашку, когда кто-то в нее звонит? С ноги еще хорошо, чтобы распахнулась, так распахнулась.
Словом, предложение можно вставлять в учебник по штампам: три на шесть слов, это еще уметь надо.

*- Васька! Ну чего ты опять припёрся! Чего тебе надо! Сил моих никаких уже нет! - гнев исказил лицо миловидной молодой женщины.*

Ее реплики никак не тянут на гнев. Снова штамп.

*- А чё это вы тут делаете! - ядовито поддразнила женщина. - Ты что идиот? Проходи, чего уж теперь... ставь цветы и убирайся!*

Откровенная глупость. Откровенная. Донельзя нелогичная. До голоса 'с легким кавказским акцентом' она его в квартиру пускать не хотела, а тут вдруг - заходи-ставь-убирайся. Вот кто-нибудь, до этого места
решил ли для себя, что таки да - поставит и уберется? Ни в жизнь не поверю. А чем литературные персонажи глупей настоящих? Какие цели преследует женщина с миловидным лицом этой провокацией?

*орлиный нос явно говорил о принадлежности к сынам гор*

Во-первых, штамп.
Во-вторых, штамп затертый и сомнительный по образности. Орлов видели? Какой у них клюв? Крючком, так? Это что, у него нос как у Бабы-Яги, что ли?
В-третьих, плохое описание героя. Как следует дальше по тексту, имя соперника - Джохар. Имя -чеченское. Чеченцы - одни из самых европеоидных кавказских типов. Некоторые тейпы вообще блондины с голубыми глазами. Истинные арийцы, практически. (Здесь, кстати, можно вспомнить и Геббельса, который помимо Западэнской самостийной Украины отнес арийскую ветвь и на Северный
Кавказ, специально к случаю...) Так вот, орлиный нос в данном случае - не в кассу. В целом, если уж описываете кавказского (чукотского, африканского, американского) гостя, то не ориентируйтесь на анекдоты. Сперва четко определитесь, какую народность Вы выбрали, потом определите ее индивидуализированные признаки, тип внешности, акцент, черты характера, манеру поведения.

*- Ти кто такой? А! Муж! Пощёль вон отсюда муж!*

Ага, добрались до интриги сюжета. Замечательно. Только добрались, все-таки неточное слово, правильнее - донеслись. Автору так не терпится перейти к кульминации, что все логические барьеры он просто сносит танковым натиском.
Ну вдумайтесь Вы в человеческую психологию! Ну с чего бы вдруг кавказцу так тупо и неприкрыто наезжать на зачуханного пьяненького гостя? Джохар ощущает себя хозяином положения, он безусловно в
выигрыше, бодаться за самку явно не придется. Для чего ему устраивать этот наезд, теряя лицо? Это не только не сочетается с восточным менталитетом, когда тебя зарежут только любезно переговорив перед
этим, да и зарежут, улыбаясь, это с обычными нормами поведения не сочетается.
Ну вот что ему стоило сказать, к примеру: 'О, дорогой! Проходи, да! Букет вот сюда ставь, хороший букет, слушай, всю зарплату свою отдал, да? Садись, сейчас чай пить будем. Лерка, чаю гостю сделай, гость в семью пришел'
Уверяю, это никак не повредит дальнейшему замыслу, не надо тянуть героев к этому замыслу на аркане. Если он логически обоснован, все само произойдет, не надо превращать театральную сцену в кукольный манеж.

*Вася отвесил челюсть, посмотрели сквозь кавказца. Голос задрожал, затрясся букет в руке, глаза наполнились слезами.*

Снова штампы. Перечислять их становится уже скучно. Причем штампы какие-то неуместные. Челюсть отвесил... Я навскидку прочитал: поклон отвесил. Потом прочитал правильно, но подумал: отвесил куда?
Посмотрел сквозь кавказца. Там, в сквози, было что-то более интересное?

*надвинулся как высокая скала.*

Еще варианты: широкая скала, скалистая гора, сизым мохом покрытый утес... На самом деле, придираться к фразам, вылавливая блох, можно бесконечно. Чистка текста, это уже, пожалуй, второй этап.
Акцентироваться буду в основномна логических нестыковках.

*сокрушительного подзатыльника*

А в ответ надо было - смертельный щипок.

*отмахнулась женщина с лёгкой жалостью, гордостью и неподдельным интересом наблюдающая за процессом.*

Предложение несогласовано. Она отмахнулась с жалостью, гордостью и процессом или наблюдала за ним этими способами?

*плачется зеркалу со стаканом!*

Я понимаю, конечно, речь героя, допустимы некоторые вольности. Но не до абсурда же. Какое еще зеркало со стаканом? Что Вы своих персонажей ниже разговорного плинтуса опускаете?

*Кавказец сгрёб плачущего мужичка, поднял за грудки и поволок к дверям.* *Вспыхнувший, кавказец рывками волок его к дверям, резко врубил коленом в пах.*

Как-то долго он его в двух абзацах волочит к дверям. Квартира большая? Или волочить не хочет?

*- Зарейжу, - закричал Джохар, метнувшись к дивану.*

Если серьезно рассматривать сцену, то снова герои действуют под дулом авторского автомата. Либо они хронические дебилы. Ну, с чего ему резать, спрашивается, когда может просто отпинать до полусмерти?

*выхватил из за диванной спинки изящную финку*

Он ею там в орлином носу ковырял на досуге, ага.

*- Мальчи! Уйди! - хором рявкнули мужчины. Леру унесло на кухню.*

Хотите угадаю, для чего ее в действительности унесло на кухню? Чтобы не мешала автору описывать поединок, заставляя на себя отвлекаться. А вопрос: унесло бы ее в такой ситуации на кухню, это дело десятое, главное, чтоб под клавиатурой не путалась.

*лицо мужичка вдруг закаменело, и кривая усмешка прочертила лицо.*

Ого! Вот это усмешка! Закаменевшее лицо преодолела. А как прочертила, кстати, вдоль или поперек?

*Он медленно, заторможено, достал из кармана внушительный складник и отогнул лезвие.*

Он что, я не пойму, с этим складником, внушительным, не расстается никогда? Даже на свиданку его взял, вместе с розами?
В целом, это сражение больше всего напоминает сцену из 'Гекльбери Финна', где двое жуликов репетируют на плоту 'захватывающий и внушающий ужас поединок на мечах' из 'Ричарда III'. Я не буду его рассматривать с практической точки зрения, опыта у меня маловат в ножевых драках. Но даже с моим невеликим опытом сомнения от абзаца к абзацу нарастают. А абзацев как-то многовато получается. Оправданно ли? Вот, я понимаю, в 'Мы были солдатами' замес минут пятнадцать идет, так там это видно, это чувствуется, фактурно, с воплями, кровищей, с широко раскрытыми глазами. А тут как в пародии на
Хемингуэя: 'Он сказал, она сказала, он попросил, она отказала'. Мало того, можно подумать, в чистом поле они бьются, а не в квартире: ни об стенку противника приложить, ни журнальный столик опрокинутый в него швырнуть, это не считая того, что ручки-ножки в драке вообще не задействованы. Но выхватить друг у друга будущее орудие преступления никто не догадался. Резники. Блин. Впечатление такое, что Вы, описывая сцену, все-таки поддались тлетворному фентезийному влияния, в плане мечемахания. Потому как замени финку спатой, а внушительный складник двуручником - будет похоже. Особенно с учетом этих ранок образующихся, вот здесь точно сцены фехтования здравый смысл забили. ТАК на ножах, в замкнутом пространстве тем более, не дерутся.
'Расписать' финкой и задеть выкидухой гораздо проще и не настолько трагично-зрелищно. *широко взмахнул рукой, опять едва не чиркнув по выбившейся из штанов белой рубашке.* Во-во. Вот так он все и было, ага.

*Лера забилась в уголок и тихонько завыла, что-то там инстинктивно поняв*

И чего ж она это поняла так, инстинктивно? Сидела тут, на кухне, как мышь под веником, а теперь вдруг инстинкты проснулись.

*Тот снял рубашку, открыв изрезанное тело.*

Прямо фраза из рекламы: он открыл для себя изрезанное тело! И кто это 'тот'? Уголок?

*Включил газ, нагрел нож и приложил к самой кровоточащей ранке*.

Финальные действия Василия еще бредовее, чем все остальное. Но это не его вина. Это называется: 'не верю'. Вот Вы хоть примерно представляете себе эмоциональное состояние человека после убийства?
Все, пик напряжения пройден! Опустошение приходит, ручки трястись начинают, бессмысленность появляется, страх, отвращение! Какое, в баню, прижигание ранок?! Ранок! Невозмутимое! Вы пробежите
стометровку на спор, допустим, чтобы веселей бежалось, а потом идите и начните сразу же писать невозмутимое письмо. О делах наших скорбных. Ранки он прижигал, викинг. Хорошо хоть об стену не бился.

Резюме таково. Писать нужно о том, что знаешь. О чем не знаешь, тоже можно писать, но основательно разжевав вопрос, хотя бы для себя. Если нет и такой возможности, то следует думать и руководствоваться
логикой, а не картинками из фильмов категории 'Ы'. Красочность не должна ставиться в ущерб здравому смыслу.

(с) Винт


Что повелитель обещал, того три года ждут.
Световых.
 
Форум » Литература » Конюшня Винта 2 » Красочность и здравый смысл
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: