Приветствую Вас, товарисч чел :)
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Семинары » Рецензии » Рецензия на роман А. Зорича «Пилот-Девица»
Рецензия на роман А. Зорича «Пилот-Девица»
СветланаДата: Среда, 15.08.2012, 11:52 | Сообщение # 1
узурпатор
Группа: Повелители
Сообщений: 4611
Награды: 2
Статус: нет
Сия рецензия писалась для "Если" и должна была бы уже выйти, так что не покривлю против совести, публикуя ее здесь.

Что повелитель обещал, того три года ждут.
Световых.
 
СветланаДата: Среда, 15.08.2012, 11:53 | Сообщение # 2
узурпатор
Группа: Повелители
Сообщений: 4611
Награды: 2
Статус: нет
Рецензия на роман А. Зорича «Пилот-Девица»

Александр Зорич
Пилот-Девица
Москва: Астрель,
2012. – 315 с.
6000 экз

Последняя книга серии «Завтра война». Освоенный космос XXVII века, где люди – которые, как известно, и друг с другом не в состоянии договориться – конфликтуют с множеством чужих рас. Роман о девушке с ретроградной планеты «Большой муром», Василисе, мечтающей исполнить свою мечту стать пилотом.
Естественно, прежде чем ее мечте суждено осуществиться, героиня преодолеет множество испытаний и побывает в разных концах Галактики. Василиса одновременно похожа на героинь известных сказок, таких как Золушка, и вместе с тем – на Алису Селезневу. Да и сам роман представляется воплощением хорошо известной сказки, перенесенной в реалии освоенного космоса.
Роман выполнен в стилистике шестидесятых годов прошлого века. Особое внимание автор уделяет деталям и описанию мира. Автор не просто рассказчик, а царь и бог своей истории. Он не позволяет героям действовать самостоятельно. Всегда готов пояснить читателю их мотивы, мысли и потаенные чувства.
С самых первых страниц читателя захватывает водоворот ситуаций и героев. И все было бы замечательно, если бы не стойкое ощущение – их слишком много. Даже эпизодические персонажи, врывающиеся в повествование, чтобы погибнуть, снабжаются своим характером и биографией.
Излюбленная же особенность данного текста – незаконченность действия. В нескольких словах объясняется, как герой собирался и уже начал действовать, но оканчивается традиционной фразой: «сделать это, было не суждено». Смею предположить – чтобы у читателя возникло ощущение внезапности и переменчивости сюжета, новых ходов и обстоятельств. Однако, как и с количеством героев, о котором я упомянула выше, возникает стойкое ощущение избыточности.
Лирическая линия в романе занимает от силы полторы главы. При этом говорится в них не столько о героине, сколько об историях других женщин. Особенно запоминается авторская версия «Снежной королевы».
Однако, несмотря на это, роман легко читается и, наверняка, обратит на себя внимание, как любителей фантастики старшего поколения, так и нынешнего.


Что повелитель обещал, того три года ждут.
Световых.
 
СветланаДата: Среда, 15.08.2012, 12:44 | Сообщение # 3
узурпатор
Группа: Повелители
Сообщений: 4611
Награды: 2
Статус: нет
Сумбурно?

Я тоже так думаю.
Так что теперь - со всей возможной подробностью.

Итак

1. Вводя читателя в мир героев, автор считает необязательным раскрывать некоторые загадки мира. Возможно, конечно, автор делал задел на продолжение, но для одной конкретной книги, которая обязана выглядеть цельной, подобное кажется небрежностью.
Как пример, можно привести хотя бы вопрос про умышленное «поумнение» василисков. Странно, что ни один из «охотников» даже не подумал, кто это сделал и зачем. Словно, вдруг ни с того ни с сего, эволюция накатила. И все с ней согласились по умолчанию. Или все, включая главных героев резко потупели - тоже вариант.
В связи с этим разговор о братстве сторожа зверинца клана Алых Тигров и Василиска смотрится более чем странно. И разговоры о недопущении "разгона" опасных тварей до человеческого интеллекта - тоже.

2. Постоянное перескакивание с одного на другое. Настоящее – прошлое – будущее. Кому-то, возможно, такое нравится, лично я - устала.
Если отойти от книги и немного углубиться в книгописательство, то следует отметить, что флешмобы и фьюжнмобы - довольно распространенный прием. И призван он, прежде всего, для привлечения читательского внимания. Представьте себе медленно текущую реку. Плывете вы по ней и плывете, и, вдруг, попадаете в водоворот. Также и с повествованием. Удачно подкинутое воспоминание, сон, отсыл в будущее выглядят таким вот водоворотом и подстегивают внимание читателя. Вот только злоупотреблять этим не следует!
Ну, и, чтобы не быть голословным, как пример подобного – захват Риты (это планета :)). Вначале дается картинка настоящего (землетрясение). Потом – рассказ о том, что случилось. А после – «этот мешок сыграет, но завтра». То же касается первых глав – с отбитием стада – и много раз повторяется впоследствии.

3. Много героев и имен. Они просто изобилуют по тексту. Вначале даже понять, кто именно главные герои не выходит. Даже второстепенные персонажи, которые появляются лишь для того, чтобы погибнуть, снабжаются биографией и историей.
Так что, это второй маячок к утомительности.

4. Изобилие описаний и сравнений.
Это третий маячок - ну, да это вы поняли.
Приводить примеры считаю излишним, кого заинтересует, вполне легко распознает это в тексте.
И снова к приемам и книготворчеству. Для этого нам необходимо вспомнить несколько любимых в детстве романов. Возьмем хотя бы "капитана Фракаса" и "Трех мушкетеров". Для простоты назову такую литературу "описательной". Длительные описания быта, подача через него статуса персонажа и прочее в них обязательно.
По мере развития синематографа такая описательность съеживается за ненадобностью. Нынешнему читателю достаточно задать декорации: Венеция, каналы, гондола, например. А он уже и сам представит. Для этого описывать мелкие трещинки на фасадах вовсе необязательно.
Для "описательной" литературы характерна плавность сюжета. Даже лихо закрученное действие ни в коем случае не спонтанно. И это – главная особенность книг прошлых веков от книг нынешнего.
Автор же данного конкретного романа попробовал сочетать то и это. Получилось, но утомляет. Ессно, ИМХО.

5. Автор = рассказчик = царь и бог истории. Он не прячется и не позволяет героям действовать самостоятельно. Всегда готов пояснить читателю мотивы и причины их деяний, мысли, чувства и прочее. Текст изобилует «но, как всегда бывает» и тп.
Герои = функции и это совершенно не сокрыто. Роман = театр. Роли расписаны, а актерам неразрешено действовать самостоятельно.

6. Излюбленная особенность авторского текста – незаконченность действия. В нескольких словах объясняется как: герой собирался, но «сделать это, было не суждено». Встречается она с завидной регулярностью. Смею предположить – чтобы у читателя возникло ощущение внезапности и переменчивости сюжета, новых ходов и обстоятельств.
ИМХО, слишком часто для создания подобного отношения. И в связи со всем вышеперечисленным превращает плавное движение по реке повествования в картинг и рафтинг.

7. Лексика героев. Прежде всего, она авторская. Как к читателю обращается автор, так и герои говорят меж собой. Язык достаточно легкий. Наводнен оборотами. Автор выдумывает новые слова или переделывает старые. Даже забористый сленг космических пиратов-трапперов в тексте вызывает улыбку и более чем напоминает языковые заковырки тинейджеров на вроде пресловутых «шнурков в стакане».
Однако, все в деталях, в которых «увязла у птички лапка». Сленг хорош для одного-двух персов конкретного возраста, профессии, положения, жизненного опыта. Даже если сленг – норма мира будущего, то он обязан быть разным. Для каждого конкретного персонажа в отдельности в зависимости от (см выше): возраста, профессии, соцположения, денежного наличия, образования и круга общения.

8. В аннотации нам говорят о блистательном мире будущего. Однако по факту такого впечатления не получается. И не столько из-за ретроградной эволюции на планете Большой Муром с ее языческим укладом. Слишком много словечек и названий вплелось в текст из недавнего нашего прошлого. Когда на отдаленной планете Рита одного из преподавателей клонов называют не иначе как «физруком», перед внутренним взором возникают не картины ХХVII века, а наша действительность, загнанная в фантастические рамки освоенного космоса. А «не грузись Вася» могло бы стать одним из девизов недавних поколений, кстати, нынешние уже иначе выражаются.


Что повелитель обещал, того три года ждут.
Световых.
 
СветланаДата: Среда, 15.08.2012, 12:45 | Сообщение # 4
узурпатор
Группа: Повелители
Сообщений: 4611
Награды: 2
Статус: нет
Лично мне роман, как говорится, не лег.
Но я, как известно, могу и ошибаться.


Что повелитель обещал, того три года ждут.
Световых.
 
СветланаДата: Среда, 15.08.2012, 14:16 | Сообщение # 5
узурпатор
Группа: Повелители
Сообщений: 4611
Награды: 2
Статус: нет
А еще нарисовалось непойми что с взаимствованием образа космического корабля в разных вариациях и хвостом чудоюды smile


Что повелитель обещал, того три года ждут.
Световых.
 
Форум » Семинары » Рецензии » Рецензия на роман А. Зорича «Пилот-Девица»
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: