Приветствую Вас, товарисч чел :)
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Литература » Конюшня Винта 2 » Рецензия на рассказ Татьяны
Рецензия на рассказ Татьяны
СветланаДата: Среда, 27.05.2009, 11:52 | Сообщение # 1
узурпатор
Группа: Повелители
Сообщений: 4611
Награды: 2
Статус: нет
Не знаю, откуда взялось мнение, что к друзьям Винт был снисходителен и говорил о нетленках, в основном, хорошее. Я вот помню Владино: "нервы есть? придется убирать". Да, он искренне хотел, чтобы его помощь в аффтарских барахтаниях была действенной. И, если видел, что пилюлями дело не поправить, спокойно орудовал скальпелем.
Ценность такой работы осознается, когда, по прошествии времени, перечтешь нетленку, запоздало ужаснешься и вдруг накатит: переделать в корне, точнее, переписать. потому что латать прорехи на кафтане из гнилых ниток - дело зряшное.

Ниже живой пример:

Рассказ Татьяны в конкурсе по теме "Чужие окна".
http://nikitin.wm.ru/almanath/HTML/LV/lv15.htm#10Tat

Тат.

МУЖСКАЯ РАБОТА

Дата: 19/06/2006 02:09

Июльская жара плюс кусачие цены делали торговлю охлажденным мясом вялой. Народ если и брал мясо, то перемороженное. Пусть не так вкусно, зато дешевле. Большинство же покупателей оккупировало овощные ряды или "пиво-воды". Ассар терпеливо обслуживал чету пенсионеров, тщательно перебирающих свиные ребрышки для рагу. Широкоплечий парень, по виду его ровесник, толкнул стеклянную дверь и шагнул к прилавку...
-Что, джигит, весы подкручены, или кости на счетах слиплись от бараньего жира? - голос молодого покупателя был злым. Духота и потная сутолока оптовки кого хочешь вгонят в минор и досаду. Тяжелые продуктовые пакеты оттягивали руки парня, синяя футболка прилипла к телу, а на лице- жажда справедливости. Не поленился протолкнуться обратным маршрутом от контрольных весов почти через весь рынок.
Ассар усмехнулся, смуглые худые пальцы порхнули по калькулятору . Две десятки легли на пластиковое блюдечко для сдачи, привинченное к прилавку...
-Извините, ошибся.
-Бандюганов кормишь из нашего кармана? -прищурился парень, посверкивая стеклами "хамелеонов". Пепельные волосы, стиснутые бейсболкой, облепили лоб влажными кольцами.
-Это смотря чьих, - уклончиво ответил Ассар.
На прилавок плюхнулся кусок мяса в полиэтилене.
Продавец кивнул, принимая назад свой товар. Поверх червонцев на блюдечко легли три сотенные купюры. Пенсионеры суетливо подались к выходу, безадресно ругая торгашей. Секция опустела. Парень сердито смотрел на Ассара, поверх витрины мясного ряда, соблазнительно подсвеченного розовым. Выставленное вперед крутое плечо и упрямый подбородок искателя справедливости говорили о желании выдать на гора что-нибудь обидное, но тормозило отсутствие практики. Парень затруднялся говорить гадости незнакомым людям.
Ассар смотрел мимо него, за ограждение, где в узком проходе между секциями суетилась покупательская тусовка.
За стеклом застыла женщиной лет сорока, в джинсовом сарафане, обтягивающем ладную фигуру. Лучистые серые глаза, ямочки на щеках. Богатые пепельные кудри до плеч, небрежно прихваченные перламутровыми заколками, придавали округлому, без косметики, лицу женщины, естественную миловидность. . Ассар подался вперед, остро всматриваясь в полузабытое лицо, и растерянно шевельнул губами: - Нина...
Женщина смотрела сначала удивленно, потом сердито. Не выдержала и зашла внутрь:
-Сережа, пойдем. Не связывайся, -мягко сказала она.
Но парень по имени Сережа вспыхнул:
-Не смей так смотреть на мою мать!, - снова наехал он на Ассара, найдя праведный повод.
-Нина.., вас зовут Нина, - тихо повторил тот.
-О, господи..., - женщина прижала к губам задрожавшие пальцы. - Ассаргадон?! Живой...
Удивление, благодарность, радость, смущение сменяли друг друга на ее порозовевшем лице.
В секцию шумно ввалились двое кожаных качков и шустрая девица в мини, с оштукатуренной под крутизну личностью
-Ассарчик, отруби мяконького на восемь душ, - пропела девица, покосившись на потертые ремешки босоножек Нины.
- Берете что-нибудь? А то нам с человеком поговорить надо, - намекнул Сергею кожаный...
-Они уже уходят, - откликнулся Ассар. Его обсидиановые глаза под копной черных, блестящих волос, были непроницаемы, как ночное пасмурное небо.
-Рубить и срубать... Самая мужская работа, - съязвил Сергей на прощание.
Ассар молча отвернулся и взялся за топор.

-Мам, этот хачик смотрел на тебя, как на привидение. И назвал, между прочим, по имени.
Они уже ехали в метро, Сергей участливо заглядывал в расстроенные глаза матери.
-Почему хачик? Ассаргадон ассириец, и носит имя в честь древнего царя.
-Вы знакомы?!
-Я видела его всего один раз. Это было очень давно...
Нина отрешенно уставилась в окно вагона.

Это случилось восемь лет назад...На рассвете она возвращалась домой после затянувшегося банкета -полусонная с гудящими от усталости ногами. А перед глазами, стоит их прижмурить, - кафешная подсобка: мелькание тарелок и пар над мойкой, полной горячей воды, желтой от горчицы. Интересно, как там Сережка без нее? Наверняка, задвинув борщ поглубже в холодильник, на ужин сгрыз пакет печенья и телевизор смотрел допоздна, и не факт, что приличные каналы, -Нина улыбалась тепло. Надо завязывать с подработками в кафе, совсем парень одичает без материнского пригляда. А с другой стороны - приработок терять обидно. Им с Сережей рассчитывать приходится только на себя. От мыслей о сыне ее отвлекла серебристая иномарка, которая, мягко мурлыча, притерлась к краю тротуара.
-Садитесь, девушка, подбросим, - приветливо улыбнулся молодой, светловолосый водитель.
-Спасибо, мне недалеко, -Нина улыбнулась в ответ. Будь сейчас ночь - пустилась бы бежать или закричала , но в розовых лучах безлюдная улица казалась спокойной и безопасной. Рассвет -он разве для бандитских нападений? Рассвет -время дворников, доярок и работников общепита, -уж так сознание приучено. И когда в машине распахнулись сразу три дверцы, она с бесстрашием стереотипного "да кому я нужна?" промедлила еще пару мгновений, а потом стало поздно.
Стиснутая на заднем сидении с двух сторон мускулистыми телами, крепко пахнущими парфюмом и мятной жвачкой. Нина не пыталась сопротивляться, только плакала обиженно и горько.
-Ребята, миленькие, не убивайте, -умоляла она, -У меня сын.. он совсем один там, дома.... родненькие, пожалейте, -она пыталась расстегнуть сумочку и достать фотографию Сережки.
-Заткните ее, -буркнул водитель.
Жесткие мужские пальцы легли на шею сбоку, подвигались, нащупывая нужную точку, и сильно надавили. Перед глазами Нины все плыло от слез и страха, а тут и вовсе кануло в туман.
Очнулась , когда ее вытаскивали из машины. Старая кирпичная трехэтажка под снос, пялящаяся мертвыми глазами-окнами на заброшенный котлован, огороженный дощатым забором, - это все, что Нина успела разглядеть. Ей заклеили рот скотчем и протащили за ноги пару метров по сухой, глинистой земле. Строительный щебень жестко колол и царапал спину сквозь тонкую блузку.
-Ну давай, смелее, один удар -и твой долг списывается, -услышала она подбадривающий голос водителя.
-Счас...
Светлеющее небо с пышной пеной розоватых облаков заслонила фигура мужчины, склонившегося над ней . Веснушчатое молодое лицо , нос картошкой, коротко стриженные рыжие волосы. Мужчина нервничал, сжимая выщербленный белый кирпич.
-А может, другого кого..а? А эту отпустим, она ведь не скажет... -Ууу...ыыы..., -мычала Нина, всеми силами давая понять, что не скажет. Никому и ничего.
-Никак разжалобила тебя сука щенная? -издевательски осведомился водитель: -Так не годится. Впрочем, я понимаю, сразу вот так тяжело. Отсрочим на денек. Но учти: счетчик твой включен. Так что, пока еще жива, пусть проценты отрабатывает.
Они стояли над ней втроем и видели такой, какой она сейчас была: тридцатилетняя красивая женщина -заплаканная, растрепанная, с задранной юбкой. Не имея возможности кричать, она лишь смотрела умоляюще.
-Что, прямо здесь? -гнусно ухмыльнулся бритоголовый крепыш в джинсовом жилете.
-Тащите ее в дом, -водитель показал на трехэтажку: - Недавно выселен, бомжи загадить не успели. Там, если повезет, и кровать отыщется...
-Угу. С клопами, - мрачно пошутил бритоголовый.
"Еще жива...ПОКА еще жива..." Равнодушные слова водителя убили в ней надежду как-то сразу. Будто в кинозале погас свет и происходящее сосредоточилось на маленьком экране сознания отрывочными кадрами черно-белого кино.
Ее тащили по грязной лестнице, дергали за волосы, сдирали одежду. Она сопротивлялась и пыталась расцарапать рыжему лицо. Глупо... Боль -это аргумент, против которого не возражают. Униженная и сломленная, она подчинилась всему, что с ней делали в полутемной комнате с окном, выходящим на стройку. И послушно делала все, что требовали. А самое мерзкое, случилось, когда ее тело, отомстив за полгода сексуального воздержания, в какой-то момент откликнулось на грубые мужские действия. Она сдерживалась, как могла, но насильники все поняли и заржали, скабрезными репликами комментируя свою победу.
...Выбеленный мелом потолок выгибался парусом, в голове штормило. И вернулась боль, да она, собственно и не уходила. Растворенная в унижении, боль стекла по венам вниз и теперь все глубже проталкивалась во внутренности души в такт грубым, ритмичным ударам...
Нет, это не с ней.
Это не может быть с ней.
Это просто сон, который обязательно кончится. Надо только открыть глаза, прогнать сгущающуюся темноту. Или, нет, лучше не надо...

-Вот черт! -Сергей с досады стукнул себя кулаком по колену: - Деньги так и не забрал у этого...твоего... царского потомка. . И мясо оставил. Ну не дурак ли я после этого?
Нина вздрогнула, высвобождая мысли из старого кошмара.
-Ассаргадон уже "мой"?
-А то чей же, -проворчал Сергей.- Ладно, сумки домой отнесу -и сразу поеду назад Все-таки триста двадцать рублей -это слишком царский подарок, даже по ассирийским меркам.
-Поедешь. Только прежде мне надо кое-что тебе рассказать.

Ассар был задет. Он сначала посматривал за стекло, гадая, кто же вернется за деньгами -она сама или сын ? Но потом перестал гадать. Не придет -ну и ладно. Он не собирался присваивать эти деньги, просто не заметил. А сын у нее -зевака и лох....Неужели он неприятен этой женщине из-за обстоятельств их встречи? Глупости. Она не подумает плохо, она не такая. А почему, собственно, "не такая", что он вообще знает о ней?

Рыночный гул, казалось, отодвинулся, уступая напору ветра, гудящего в проводах.

В тот день задувало так, что леер "Горыныча" трудно было удержать. Змей рвался в облака, Ассар, подпрыгивая, мчался по пустырю. Не зря он несколько вечеров после школы корпел над усовершенствованием конструкции Горыныча: теперь максимальный вынос задней плоскости увеличил площадь несущей поверхности. Ассар тщательно рассчитал центровку и присоединил уздечку к верхней части лонжеронов, применив две добавочные планки.. По формулам все выходило отменно, но на практике выглядело далеко не гладко. Зато он теперь понял, что необходим расчет нового угла выноса, оптимального. Замечтавшись, Ассар не заметил рельсины, укрытой высокой травой и с разбега кувыркнулся, выпустив из рук леер. Освобожденный Горыныч радостно взмыл в вечернее небо и помчался, вытянув дрожащий от напряжения хвост. Дотянув до конца пустыря, недоцентрованный змей сам кувыркнулся и нырнул за забор заброшенной стройки. Запыхавшийся Ассар обнаружил его в ветвях старого клена. Разлапистое дерево росло близко к углу безлюдного дома. Смеркалось. Казалось, темень опускается не с неба, а поднимается из котлована, постепенно захватывая траву, кусты, нижнюю часть ствола. Ассар замер в восхищении: солнце, уже скатившееся за горизонт, раззолотило верхушку дерева, дразня густые серые тени. Окна третьего этажа заброшенного дома вернулись к жизни, вспыхнув платиновым блеском там, где уцелели стекла, в то время, как нижние этажи оставались мертвыми.
Ассар подпрыгнул, цепляясь за ветку. В свои двенадцать лет он, может, и уступал в росте и силе одноклассникам, но обезьяньей ловкостью Аллах его не обделил.
Высвобождая Горыныча из цепких древесных пальцев, Ассар не смог распутать ведущую нить. К счастью, ножик с лезвием, острым, как бритва, был в заднем кармане джинсов. Беглый змей благополучно спланировал в траву. Ассар взглянул на дом, окна которого погасли окончательно, и замер испуганно. В угловом окне третьего этажа к стеклу прижалось изнутри бледное лицо с темным прямоугольником вместо рта...
" Призрак.." -всплеск детского страха, недостойного мужчины, погнал было мальчика прочь, но он устыдился. В конце концов, даже если и призрак, или домовой какой-нибудь -что такого? Вряд ли он вылезет из своего убежища, а в дом Ассар не пойдет, зачем? Он только посмотрит -и все. Мальчик налег на прочную ветку, почти упирающуюся в стену, и подполз поближе. Он смотрел теперь слегка сверху и видел, что никакой это не призрак, а живая женщина. Запрокинутое лицо, полузакрытое растрепанными волосами, а губы заклеены темной лентой. Женщина попала в беду и нужно бы добежать до людной улицы и позвать на помощь. Но кто ему поверит? Кто пойдет на ночь глядя на заброшенную стройку?
Хрустнула надломанная ветка, Ассара потащило вниз. Он извернулся, цепляясь за соседнюю и уперся ногой в жестяный подоконник. Теперь, прижавшись к окну, он хорошо видел комнату. Женщина была одна. Совершенно голая, она была связана полосками какой-то ткани, поэтому могла двигаться короткими подскоками. Пыталась ему что-то кричать, но заклеенный рот не позволял. Ассар, придерживаясь за ветку, расстернул рубашку и неловко выпутал из нее левую руку. . Укутал тканью правую. Ухватив ею рукоять ножа, он коротко, без замаха ткнул лезвием в окно. Стекло лопнуло, осыпаясь с ледяным звоном. Осторожно, чтобы не порезаться, мальчик встал на подоконник обеими ногами и отпустил спружинившую ветку. Комната была пустой, только в углу валялся матрац, испятнанный чем- то желтым, да груда тряпья. Пахло остро, как в зоопарке. Ассар поморщился, спрыгивая внутрь. Подбежал к женщине, отлепил скотч.
-Беги, мальчик, скорее, позови на помощь! Беги в милицию. Бандиты сейчас вернутся...
Ассар, не слушая паничекого крика, примеривался к узлу импровизированной веревки, врезавшейся в женское тело , покрытое синяками... Несколько осторожных разрезов - и женщина свободна, ее онемевшие руки бессильно повисли. Ассар толкнул дверь. Заперто, а точнее подперто снаружи чем-то тяжелым. Они попробовали толкать дверь вдвоем , но даже их сдвоенный вес оказался легковат для разрушения преграды.
-Придется через окно, - сообщил Ассар, потирая ноющее плечо.
-Хорошо. Я попробую.
Женщина склонилась над кучей тряпья и отыскала юбку, - испачканную, и мятую. Морщась от боли, натянула ее и теперь огорченно вертела в руках изорванную кофточку. Ассар сообразил, что она вовсе не старая, как ему сначала показалось. То есть не молодая, конечно. Примерно, как его мать. И тоже очень красивая.
Он запоздало покраснел. Женщина, смутившись, укрыла грудь длинными, густыми волосами. Ассар бросил ей рубашку Дамира. Он донашивал вещи старшего брата, но еще не очень дорос до них. А ей будет как раз.
-Спасибо...
Мальчик смущенно отвернулся. В его семье мама и сестры никогда при мужчинах не заголяли даже руки до плеч, это считалось неприличным. Странно...пять минут назад он не стеснялся, когда в упор смотрел на женское тело, прикасался к нему, разрезая узлы веревок, а потом они еще безуспешно штурмовали задверную баррикаду, . Но тогда было как на войне, поэтому -не в счет. А теперь вдруг стало неловко.
-Меня зовут Нина, а тебя? -тихо спросила женщина.
-Ассаргадон...
-Красивое имя. Только странное.
-Так звали нашего царя в древности. Он был великим героем.
-Армянин?
-Ассириец, как и я, -гордо вскинул голову Ассаргадон.
-А..ну, извини, я не знала...можешь повернуться.
Рубашка Дамира оказалась впору, только в груди тесновата. Нина босиком стояла у окна и со страхом смотрела вниз. Земля, усыпанная каменной крошкой, казалась опасной, а старое дерево - недосягаемо далеким.
Ассаргадон вздохнул и снял кеды. В конце концов, он и так выберется, а ей каково? Мальчик подозревал, что Аллах предназначил взрослых женщин для чего угодно, только не для лазания по деревьям.
-Как же мы спустимся? -растерянно спросила Нина и вдруг испуганно отпрянула вглубь комнаты. Через пустырь по заброшенной дороге к дому катила серебристая машина.

-Ассар, тебя Дамир зовет, -сестра выглянула из подсобки.
-Скажи ему, что иду, Ассаргадон встряхнул головой, отгоняя морок. Ни к чему все это. Особенно теперь, когда ОНА стыдливо отвернулась от него. Ни к чему.

-Сереж, ты извини, я покурю, ладно? Только один разок, - Нина отодвинула чашку с остывшим чаем и вышла на балкон.
-Ты же бросила! Эх..., -укоризненно проворчал сын. Слушая мать , он разволновался , но как-то отстраненно. Не мог представить героиней жестокого приключения свою добрую, спокойную, по-домашнему уютную, маму.
-Как же вы смогли убежать?
-Да так. Если б не Ассаргадон...

Дверь подъезда находилась с противоположной стороны дома и троица, выбравшись из машины, неторопливо скрылась за углом.
-Скоррее!!, -крикнул мальчишка, взлетев на подоконник. От нетерпения он приплясывал, а она тупо уставилась на его босые ноги: не порезался бы, вон сколько стекла кругом. Она неловко взгромоздилась на подоконник, понимая, что все напрасно. Ассаргадон затеребил ее, показывая толстый сук, до которого надо допрыгнуть. Как будто она может ТАК прыгать...И при этом на лету полагалось зацепиться за ветку, ту, что выше. Это чтобы не рухнуть мешком и не распороться об острые сучья, если не удержится. А она не понимала, и мотала головой, жалко улыбаясь. И тогда он заплакал и достал из кармана нож...
Так и стоял -чужой мальчишка, сжимающий рукоять с коротким, блестящим лезвием. Мальчишка, который не посмел ее бросить. Он собирался драться...
Она закричала и прыгнула: -так, как он учил. На короткий миг внутри сладко оборвалось, но встреча нетренированного тела с ветвистым гигантом была совсем не сладкой. Нина ударилась коленями, соскользнула меж ветвей, цепляясь за что придется, раздирая в кровь руки и бока. Пролетела оставшиеся до земли метры и довольно удачно приземлилась в заросли лопуха. Ассаргадон спорхнул ласточкой:
-Бежим! Да не туда, на пустыре догонят!, -он дернул ее за руку по направлению к котловану. После головокружительного прыжка преодоление покосившегося забора показалось мелочью, не стоящей внимания. А потом они карабкались по осыпающимся глиняным склонам, и бежали. Как же они бежали. Забыв про боль в измученном теле, она мчалась, дыша взахлеб, на пределе возможностей, крылатая от вспыхнувшей надежды. А когда опомнилась на освещенной людной улице, Ассаргадона рядом не было.

- Знаешь, сынок, все эти годы мне было очень стыдно. Его ведь могли убить. Ведь ребенок совсем! А я -то хороша...опьянела от свободы и забыла обо всем. Ни разу даже не оглянулась...Ужас., -Нина расстроенно махнула рукой.
-Ну, что ты, мам, , ты же видела, жив-здоров твой ассирийский принц. Повзрослел, торгует вон.., -Сергей успокаивающе обнял мать за плечи: -В общем, так: я завтра поеду и привезу его к нам.
-Думаешь, согласится?-засомневалась Нина, но глаза ее уже загорелись предчувствием..
-Пусть только попробует отказаться! Да шучу я, шучу...

Ассаргадон шел по улице и улыбался. Торговля -не его занятие. Как- то вдруг набрался смелости и сказал об этом Дамиру. В чем другом поможет старшему брату, -но не в этом. Да и сестрица Саёра уже взрослая, - шустрая, бойкая, - справится. Каникулы в Бауманском официально начнутся через месяц, и завтра с утра надо забежать в деканат, взять направление на практику. А после обеда - репетиция перед фестивалем воздушных змеев, при этом у Горыныча восьмого поколения при испытании в аэродинамической трубе -вполне загадочный тестовый результат, а значит -вряд ли придется спать сегодня ночью. При мысли о количестве несделанного Ассаргадон ускорил шаги, потом перешел на легкий бег. Он успеет, он обязательно успеет.


Что повелитель обещал, того три года ждут.
Световых.
 
СветланаДата: Среда, 27.05.2009, 11:55 | Сообщение # 2
узурпатор
Группа: Повелители
Сообщений: 4611
Награды: 2
Статус: нет
****
После всего хорошего нижесказанного, преподнесу-ка, я, пожалуй, букетик цикуты аффтору :))
Аконита, по научному. Почти, как научные огурцы. И раз уж так, то зеркалка Карапаксова коммента - рассказ плохой, но он мне понравился. И у меня это вызывает уважение и почтительность, это ведь талант надо иметь - заставить с интересом читать то, что в принципе тебе не интересно. А с интересом. С тем самым, наивно-читательским, который как малиновый звон на шпорах и канифоль на скрипке для любого автора - что же дальше? Но, интерес интересом, а вот отжимом текстовой простыни заняться все же не мешает.
*Что, джигит, весы подкручены, или кости на счетах слиплись от бараньего жира? - голос молодого покупателя был злым*

Вообще-то, сбиться на произнесении этой фразы, не грех и выпускнику театрального училища. Россыпь исконно славянских, шипяще-свистящих фонем, может и патриотична, но ругаться, все-таки удобней более
простыми фразами.

*кого хочешь вгонят в минор и досаду*

Минор я представлял себе несколько иначе.

*Это смотря чьих, - уклончиво ответил Ассар*

Действительно, очень уклончиво. Странно, что он учится в Бауманке, а е во МГИМО. На крайний случай, мог бы подрабатывать 'разводящим' в какой-нибудь 'бригаде' - это ж так уклончиво, что и сказать в ответ
нечего...

*тормозило отсутствие практики. Парень затруднялся говорить гадости незнакомым людям.*

А кому же он, в таком случае, не стеснялся говорить гадости? Незнакомым жуликоватым торговцам кавказской наружности, по-моему, сам Бог велел.

*с оштукатуренной под крутизну личностью*

Вот не знаю, что автор имел в виду, но оштукатуренная под крутизну личность (в плане физиономии), мне лично представляется изрядным количеством кровоподтеков на этой самой физиономии. Такое вот,
дурное влияние сленга. Или наоборот, недопонимаю я значение слова 'крутизна'?

*Его обсидиановые глаза под копной черных, блестящих волос, были непроницаемы, как ночное пасмурное небо*

Глазам уделено какое-то неоправданное внимание: мало того, что они обсидиановые, так еще и непроницаемы как небо. Ночное пасмурное. В авторском рассказе мне уже попадались глаза как предгрозовое небо, и тогда я был озадачен - какое оно, предгрозовое? (К слову, это самое
предгрозовое небо втемяшилось в мои комменты Кпрапаксу, но они сняты, поэтому не считается). С ночным пасмурным небом, конечно, попроще, но что-то здесь явно лишнее: либо небо, либо обсидиан.

*время дворников, доярок и работников общепита*

Доярки в городскую шеренгу дворников и работников общепита как-то не вписываются.

*видели такой, какой она сейчас была: тридцатилетняя красивая женщина -заплаканная, растрепанная, с задранной юбкой*

А какой же, интересно они должны (могли) ее еще увидеть? Что за тонкие намеки на субъективность восприятия?

*хватив ею рукоять ножа, он коротко, без замаха ткнул лезвием в окно*

Спорить не буду, просто не с чем сравнивать, но, на мой взгляд, тыкать в стекло лезвием ножа не самый верный способ стекло разбить.
Локтем, помнится, я окно разбивал, обмотав руку курткой; грешным делом, в процессе чтения подумал, что и герой собирается поступить также, но он начал действовать каким-то эксклюзивным методом. Не
знаю, проверять не буду... Лишних стекол у меня нет, и бить ножом в стекло как-то боязно, но, честно говоря, заинтригован.

*Не мог представить героиней жестокого приключения*

Вот здесь я полностью согласился с Ассаром: Сережа действительно лох. Можно по-разному охарактеризовать эту ситуацию, но назвать ее приключением! Фраза неосторожна как минимум.

*Нина ударилась коленями*

Еще сложнее, чем в эпизоде со стеклом. Эта как же она должна была лететь, чтобы удариться о ствол не всем телом, не лицом, по крайней мере, а коленями? Ногами вперед, что ли?

Но это мелочи. Отыскать предложения-блохи можно в любом тексте. Суть не в них. А вот за что стоит ругать автора, так это за отсутствие внятных личностей в рассказе. Самыми живыми персонажами, хоть и
эпизодическими, мне показалась чета пенсионеров. Психологические портреты остальных героев практически отсутствуют. Имеется только функции с легкой прорисовкой: потертые босоножки, пепельные волосы, обсидиановые глаза... Жизнь носительницы потертых босоножек обозначена полунамеками, в отличие от ее сюжетной задачи, а надо бы наоборот. Сам же сюжет представляется мне брюками и рубахой, из которых ловкая хозяйка додумалась сшить комбинезон. Получилось очень мило и выгодно: одна большая вещь вместо двух маленьких. Чему я рад, так это тому, что каждый из героев рассказа не умудрился рассказать на волнах памяти свою историю, размножив социально-бытовую линию рассказа до уровня лабиринта отражений. А ведь Улицкая, например, только так и пишет свои романы...

Несколько слов об эпизодах. Понравились два: с участием вышеупомянутых пенсионеров и сцена на улице, в час 'дворников и доярок'. В самом деле, большинство серьезных преступлений действительно совершается в предрассветные часы, когда чувство опасности у будущей жертвы притуплено начинающимся днем, а встретить посторонних свидетелей (за исключением дворников, но они метут не
везде) шансов мало.

Что касается остального.
*Жесткие мужские пальцы... ...кануло в туман*

Откровенно говоря, я не вижу причин, чтобы просто не увести Нину на машине, без применения всяких спецназовских штучек, устроить в реальности которые гораздо сложнее чем в фильме 'Коммандо'. Иначе
так можно было бы любого оппонента хватать за кадык и усыплять, проблема то...

*Что, прямо здесь?...*

Водевиль. Здесь и далее по сцене. Нет, вроде и все правильно, но все: 'гнусно ухмыльнулся', 'мрачно пошутил', 'умоляюще смотрела' играют в нечестную игру: автор, поленившись описать действия персонажей, всего лишь указывает зрителю, как оно все происходило. Причем указывает довольно устоявшимися штампами.

Сам эпизод с заказным убийством, на мой взгляд несколько притянут. Да, в уголовном мире существует (по крайней мере было раньше) вариант избавления от долгов как убийство чаще всего посторонней
жертвы. Но это применяется, во-первых, в основном при проигрышах в азартные игры, а во-вторых, никаких отсрочек или упоминаний о счетчике (к чему он здесь, кстати, если вариант расплаты определился таким образом?) быть не может в принципе - это неумно. Впрочем, здесь только высказал только свои соображения, без претензий на истинность.

Эпизод в доме вызывает определенное отторжение: там лучше или описывать как есть, предметными бытовыми формами, а не общими фразами, либо убрать его вообще. На мой взгляд, лучше убрать.

*теперь максимальный вынос... расчет нового угла выноса, оптимального*

Не знаю, может такие инженерные подробности и необходимы по сюжету, но мне вспомнился эпизод из безоблачного детства. Классе, кажется, в пятом, за сочинение о жизни животных я получил жирную тройку с советом не переписывать энциклопедии целыми кусками. Больше не переписывал. Много позже встретил такой же эпизод в 'Армагед-доме' Дьяченко и поухмылялся. Ну, нету у меня специальных технических познаний, абзац про максимальный вынос плоскости и лонжероны для меня просто абзац со знакомыми буквами - ни уму, ни сердцу. Хотелось бы прочитать что-нибудь попроще, для обычных гуманитариев.

*Знаешь, сынок... ...Да шучу я, шучу...*

Крайне безвольный и внушаемый человек Сережа, и характеристику Ассара оправдывает в полной мере. Чтобы нормальному человеку изменить устоявшееся мнение о предмете или явлении, нужно хоть какое-
то время. Это, помнится и у Васильева есть, 'Не стреляйте в белых лебедей': 'мысли не паровоз, их в один момент со стрелки не сдвинешь'. Здесь же человек действует какими-то импульсами, из крайности в крайность. Хотя несмотря на рассказ матери повод для возмущения есть: да было, но было давно, и какое отношение это имеет к настоящему обману? Одно ведь другому не мешает...

Вот понемногу добрались и до морали. Вопрос - 'а про что кино?' многие рецензенты уже задавали. А идея на самом деле, несложна: хороший парень Ассар, о котором нам рассказал автор, не может работать продавцом на рынке и обманывать покупателей. У Ассара много других интересных дел и задумок. Хороший парень вообще не сможет работать на рынке. Эрго - необходимо задуматься о моральных
качествах продавцов вообще. Тонкий сюжетный ход - в духе прогрессивной советской прозы. Шучу, конечно, проза постсоветская и злободневная... Тем, может, и понравилась.

(с)Винт


Что повелитель обещал, того три года ждут.
Световых.
 
Форум » Литература » Конюшня Винта 2 » Рецензия на рассказ Татьяны
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: